Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

ГЛАВНОЕ УПРЕДИТЬ ТЕРРОРИСТОВ

15.01.2002
Александр Жданьков
"Наша власть" № 1 январь 2002 год
В 2001 году ФСБ существенно расширила контакты с зарубежными спецслужбами. После 11 сентября 2001 года в мире произошли кардинальные изменения. Впервые после второй мировой войны у России и стран запада появился общий враг - международный терроризм. Россия первой оказалась на переднем крае противостояния террору. Опыт, накопленный российскими спецслужбами, может и должен быть востребован мировым сообществом. Об усилиях и успехах в борьбе с терроризмом рассказывает заместитель директора ФСБ Российской Федерации, руководитель департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом генерал-майор Александр Жданьков.

- Александр Иванович, трагические события в США 11 сентября всколыхнули все международное сообщество. За прошедшие с того момента три месяца мир стал другим. Как бы Вы охарактеризовали военно-политическую обстановку накануне 2002 года?

- Одной из доминирующих угроз для безопасности мирового сообщества, и в том числе Российской Федерации, является международный терроризм, борьба с которым, как и прежде, является важнейшим аспектом деятельности Федеральной службы безопасности. Хотелось бы подчеркнуть, что в силу разных причин Российская Федерация одной из первых столкнулась на своей территории с реальными проявлениями экспансии исламского экстремизма и его крайней формы - международного терроризма. Это события в Чечне, вторжение ваххабитов в Дагестан, взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске, покушения на жизнь государственных и общественных деятелей. Печальный список может быть продолжен. Но объединяет все преступления, входящие в него, связь с религиозным экстремизмом и международным терроризмом.
Основываясь на своем опыте, мы неоднократно предлагали развитым государствам Запада объединить свои усилия в борьбе с этим злом. Однако, к сожалению, потребовались огромные человеческие жертвы для того, чтобы после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. наши призывы были услышаны и масштабы этой угрозы стали очевидными для всех здравомыслящих людей планеты.
Если говорить об основных факторах, характеризующих обстановку в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, то я бы разбил существующие в этой области угрозы безопасности Российской Федерации на две группы.
Внутренние угрозы, как и ранее, обусловлены событиями на Северном Кавказе, причем не только в Чеченской Республике, о чем будет сказано ниже.
Внешние факторы, влияющие на обстановку в мире, связаны с проведением международной контртеррористической операции в Афганистане, которую Россия активно поддерживает. При этом рамки операции могут быть расширены, и в этих условиях нами принимаются меры к тому, чтобы интересы Российской Федерации были в достаточной степени учтены.
Большую тревогу вызывают события на Ближнем Востоке, палестино-израильский конфликт, который продолжает разрастаться.
Не до конца урегулирована ситуация на территории бывшей Югославии.
В последние дни мы внимательно отслеживаем ситуацию в области противостояния Индии и Пакистана. Эти государства обладают ядерным оружием. При этом в Пакистане очень сильны позиции религиозного экстремизма.
Все эти события имеют не только реальное значение, но и при неблагоприятном развитии способны стать угрозой для безопасности всех государств мира.
Органами федеральной службы безопасности во взаимодействии с другими субъектами антитеррористической деятельности, зарубежными партнерами принимаются необходимые меры для того чтобы своевременно информировать руководство Российской Федерации о проходящих в мире процессах, не допустить ущерба интересам страны.

Снайпер - сотрудник Центра спецназначения на исходной позиции Снайпер - сотрудник Центра спецназначения на исходной позиции

- Как Вы оцениваете проблему глобального терроризма?

- Как уже отмечалось, современный международный терроризм превратился в фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных стране регионах, но и в мире в целом. На сегодняшний день более чем в 70 странах считывается свыше 500 групп и организаций, использующих в своей деятельности методы террора. За последнее время наметилась негативная тенденция количественного роста террористических акций влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы и наносящих значительный материальный и моральный ущерб.
Добываемые органами безопасности материалы наглядно свидетельствуют, что члены международных террористических организаций, наряду с совершением жестоких, циничных преступлений против мирных граждан, стремятся установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей и полезных ископаемых, оказать влияние на происходящие политические процессы в различных регионах мира. Для достижения своих корыстных целей они активно стремятся получить доступ и к оружию массового уничтожения.
Понимая всю опасность нарастающей угрозы международного терроризма, Россия осуществила ряд конкретных шагов по объединению усилий различных государств в борьбе с этой угрозой.
Федеральная служба безопасности в 2001 г. существенно расширила контакты с зарубежными спецслужбами для обмена информацией по противодействию международному терроризму. Одним из главных направлений этой деятельности является укрепление нашего взаимодействия со спецслужбами государств-участников СНГ, которое осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Проводятся совместные специальные операции и мероприятия по пресечению террористической деятельности, контрабанды, незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, наркотиков.
При активном участии ФСБ России создан антитеррористический центр государств-участников СНГ, разработаны и реализуются межгосударственные программы по борьбе с международным терроризмом и преступностью на пространстве Содружества.
Кроме того, для обеспечения постоянного взаимодействия с иностранными партнерами достаточно эффективно действуют аппараты официальных представителей. В настоящее время ФСБ России имеет своих официальных представителей в 25 странах. Одновременно в Москве на постоянной основе работают около 80 представительств спецслужб 56 стран.

- Что, на Ваш взгляд, следует предпринять России для недопущения впредь террористических актов? Какие шаги инициирует при этом руководство нашего государства?

- Наряду с деятельностью правоохранительных органов и силовых структур, о которых говорилось выше, наиболее важным фактором борьбы с терроризмом должно стать предотвращение условий, способствующих его дальнейшему развитию. Действия правоохранительных органов зачастую носят не упреждающий характер, а являются реакцией на уже совершенные противоправные действия. Борьба с терроризмом в основном сводится к пресечению террористической деятельности, в то время как главным направлением этой деятельности должна стать их профилактика. Ведь даже прекрасно проведенная контртеррористическая операция является свидетельством упущенных возможностей по предупреждению акций терроризма. Чтобы изменить существующее положение дел и не плестись в хвосте событий, нужно при формировании идеологии борьбы с терроризмом ориентировать ее в первую очередь на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению террористических проявлений. При этом должны быть задействованы все рычаги оказания профилактического воздействия на обстановку: политические, социальные, экономические, правовые, воспитательные, информационные, пропагандистские и т. д. Государственный подход в этой области состоит в том, что для конкретного человека более гуманно, а для общества более предпочтительно и экономично не допустить совершения преступления, чем задействовать громадную государственную машину для ликвидации последствий, раскрытия преступлений и наказания лиц, их совершивших.
Учитывая, что терроризм не только не сложил оружия, но принимает все более изощренные, тщательно замаскированные формы, особо опасными в подобных условиях становятся недостатки режимно-охранных мер, слабая противодиверсионная защищенность объектов повышенной опасности, а также безответственное отношение к хранению огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Весьма существенным представляется идеологический аспект проблемы борьбы с терроризмом. Формы терроризма и экстремизма, которые еще недавно были для нас экзотическими, сегодня становятся основными факторами дестабилизации обстановки. В качестве эффективного средства размягчения государственности Российской Федерации широко использовалась исламская фундаменталистская идеология в ее крайних, экстремистских проявлениях. Следует подчеркнуть, речь идет не об одной из мировых peлигий как таковой, а о тех ее проявлениях, которые позволяют под прикрытием исламских догм проводить враждебную России подрывную деятельность, создавать, расширять очаги сепаратизма, инспирировать межнациональную вражду, межконфессиональную рознь, вооруженные столкновения, воспроизводить экстремизм, насилие и терроризм. В связи с этим при построении современной концепции противодействия терроризму нужно активнее пересматривать принятый в обществе, но, по нашему убеждению, глубоко неверный подход, согласно которому вся тяжесть организации противодействия терроризму и, следовательно, ответственность должна лежать только на правоохранительных структурах. Акции терроризма зарождаются и вызревают, как правило, в сфере отношений на которые мы не можем оказывать непосредственного воздействия.
Отсюда, система, призванная активизировать борьбу с терроризмом, должна включать в себя не только правоохранительный, но и социальный, экономический, политический и пропагандистский аспекты. В ней должны найти свое место и федеральные органы исполнительной власти, и законодатели, и органы местного самоуправления, и общественно-политические объединения, и средства массовой информации, и церковь.

- Как известно, Москва и Вашингтон договорились о более тесной координации усилий по борьбе с терроризмом. По возможности, расскажите об этом подробнее.

- За прошедший год с началом проведения контртеррористической операции в Афганистане был активизирован обмен информационными сообщениями, в первую очередь с партнерами из США. Им оказывается необходимое, в том числе практическое содействие в организации и проведении мероприятий.
Для этого в режиме реального времени налажено информационное сотрудничество прежде всего с ЦРУ и ФБР США, а также с рядом других ведущих иностранных спецслужб.
В 1999 году ФСБ России и ДЕА США подписан Меморандум о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, который несомненно будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению связей и позволит, по нашему мнению, придать им более целенаправленный характер и поднять взаимодействие на качественно новый уровень.
Партнерство уже сейчас позволяет разрабатывать и проводить результативные мероприятия в отношении наркодельцов международного масштаба. В частности, обе наши страны являются активными участниками международного сотрудничества по борьбе с наркобизнесом в рамках программ ООН.

- Одной из очевидных угроз является контрабанда наркотиков, немалая часть доходов от которой идет на финансирование террористической деятельности. Что предпринимается Федеральной службой безопасности для противодействия дальнейшему распространению наркотиков на территории России?

- Действительно, результаты анализа процессов, характеризующих причины развития терроризма и политического экстремизма на территории Российской Федерации, а также опыта антитеррористической деятельности российских органов безопасности позволяют сделать вывод о том, что материальной основой, обеспечивающей наличие этих угроз, являются, прежде всего, незаконный оборот наркотиков и их контрабанда.
Все более отчетливо просматривается связь наркотраффика с международными террористическими группировками, которые используются как для охраны производства наркотиков и их транспортировки, так и для воздействия на властные структуры. По оценкам экспертов, на долю наркодельцов, контролировавшихся организацией "Аль-Кайда", до последнего времени приходилось свыше половины опиума, выращиваемого на территории Афганистана. По заявлению самого У. бен Ладена, наркотики являются неотъемлемой частью "борьбы против неверных". Выручаемые от их продажи средства на протяжении ряда лет использовались для финансирования чеченских сепаратистов.
Кроме того, огромные денежные суммы, получаемые и "отмываемые" путем незаконного наркопромысла, становятся одним из основных источников финансирования организованной преступности.
В 2001 году Федеральной службе безопасности во взаимодействии с ФПС, ПК России и спецслужбами некоторых иностранных государств проведены операций по перекрытию отдельных международных каналов контрабанды наркотиков. Так, в декабре 2001 года была пресечена деятельность таджикской организованной преступной группировки, действовавшей в г. Рязани. Из незаконного оборота изъято свыше 40 кг героина.
Особую озабоченность вызывает использования наркобизнеса как одного из факторов возникновения региональных конфликтов, международного террора. Экономические интересы наркоманов противоречат идее политической стабильности. События в ряде стран Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока свидетельствуют о том, что наркобизнес в последнее время является если не истоком, то, во всяком случае, не последней движущей силой в региональных конфликтах какими бы внешними причинами, peлигиозными или этническими, они не вызывались. Учитывая тенденцию расширения влияния "исламского фактора" на субъектов Российской Федерации, в нынешних условиях нельзя, к сожалению гарантировать защищенность и территории Российской Федерации от аналогичных событий.
При оценке масштабов угрозы, с учетом российской специфики (отсутствие собственного производства "жестких" наркотиков растительного и синтетического происхождения), ФСБ прежде всего принимается во внимание внешний фактор - ориентированное на российский рынок производство наркотиков в сопредельных странах, а также направление деятельности наркогруппировок.

Личный БТР Хаттаба который был захваченен во время одной из спецопераций, проведенной федеральными войсками совместно со специалистами ФСБ Личный БТР Хаттаба который был захваченен во время одной из спецопераций, проведенной федеральными войсками совместно со специалистами ФСБ

- Расскажите, насколько это можно, о складывающейся на сегодня ситуации в Чечне и мерах, предпринимаемых Федеральной службой безопасности и другими силовыми структурами по оздоровлению обстановки в республике и прилегающих к ней районах.

- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", на органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации была возложена координирующая роль в организации проведения очередного этапа контртеррористической операции на Северном Кавказе. Решение этой задачи в 2001 г. осуществлялось на качественно новом уровне. Создание Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на Северном Кавказе, Регионального оперативного штаба по проведению КТО позволили сконцентрировать имеющиеся силы и средства на достижении главных целей, повысить уровень взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Все результаты - информация о состоянии и изменениях в оперативной обстановке в Чеченской Республике, мерах, принимаемых по ее стабилизации взаимодействующими министерствами и ведомствами, регулярно докладываются Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, руководителям соответствующих субъектов антитеррористической деятельности.
В ходе проведения КТО в боестолкновениях получили смертельные ранения ряд главарей бандформирований, арабских наемников, среди которых отмечу такие фамилии как Абу Бакар, Абу Дарр, Абу-Саях, Абу Умар, Абу Якуб, Арби Бараев, Магомед Цагараев и многие другие.
В 2001 году федеральными силами в ходе КТО изъято значительное количество стрелкового оружия, гранатометов, боеприпасов, мин, взрывчатых веществ. Обнаружено и уничтожено 76 баз боевиков, 664 схрона, 212 блиндажей, свыше 90 иных объектов инфраструктуры бандформирований, включая ретрансляторы, склады, подземные коммуникации. Предотвращены десятки диверсионно-террористических актов, несанкционированных митингов и шествий, а также около пяти с половиной тысяч нелегальных минизаводов по переработке нефти. На маршрутах следования федеральных сил предотвращено более 230 диверсионно-террористических актов.
Многие их тех, кто причастен к совершению преступлений террористического характера, деятельности НВФ, предстали перед судом. Так, ранее арестованные члены террористической группы (в составе М. Байрамукова, М. Бостанова, А. Бостанова, Х. Туганбаева, Т. Французова и А. Каппушева). направлявшейся лидерами сепаратистов для совершения террористических акций на юге России, приговорены судом, прошедшим в Ставрополе, к различным срокам заключения от 5 до 15 лет. Закончившийся к настоящему времени судебный процесс над С. Радуевым, приговоренным к пожизненному заключению, наглядно продемонстрировал общественности антинародные цели и задачи, которые были поставлены сепаратистами в период их пребывания у власти в Чечне.
Арестованы лица, давшие признательные показания по фактам взрывов в марте 2001 году в Кавказских Минеральных Водах, Пятигорске, Невинномысске. Пресечена попытка организации вооруженного мятежа на территории Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии.
Продолжается работа по выявлению иностранных наемников, действующих на территории России. Так, в Чеченской Республике был задержан уроженец Ирака Мухаммед Абдель Азиз Абдель Вахаб, принимавший участие в боевых действиях против федеральных сил. В 2001 году он был осужден на 12 лет лишения свободы. В ходе оперативно-розыскных мероприятий в Республике Северная Осетия-Алания задержаны три наемника из Турции и жительница республики С. Сиукаева, причастная к переправке через государственную границу России в Чеченскую Республику иностранных наемников.
Проведены мероприятия по перекрытию каналов финансирования деятельности боевиков, сковыванию возможности их передвижения по территории республики, а также организации надежной обороны и обороны жизненно важных народно-хозяйственных объектов.
Перечень полученных результатов может быть продолжен, однако следует констатировать, что не все цели, поставленные руководством страны перед органами безопасности были достигнуты. Имеющиеся материалы за 2001 свидетельствуют о том, что от открытых вооруженных столкновений с федеральными силами боевики перешли к тактике тщательной подготовки и проведения отдельных террористических акций против представителей вновь формируемых органов власти. Отмечаются попытки экстремистов дестабилизировать обстановку в сопредельных с Чеченской Республикой субъектах Российской Федерации, что особенно опасно сейчас, в период подготовки выборов в ряде республик. Таким образом, исходя из анализа складывающейся обстановки, основные усилия федеральных сил в Северо-Кавказском регионе в 2002 году необходимо направить на закрепление позитивных результатов в восстановлении конституционного строя и социально-экономической сферы Чеченской Республики, придания им необратимого характера.

Владимир Зуба

Телефон доверия:
(495) 224-2222 (круглосуточно)

107031, г.Москва,
ул.Большая Лубянка, дом 1

Веб-приемная

© Федеральная служба безопасности Российской Федерации, 1999 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.