Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ: НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ

15.12.2000
Николай Патрушев
(Директор ФСБ России)

Политика, N 43 декабрь 2000 г.
Современный международный терроризм превратился в фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку в мире. На сегодняшний день более чем в 70 странах насчитывается около тысячи групп и организаций, использующих в своей деятельности методы террора. Рост негативной тенденции совершения террористических акций, влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы, наносит значительный материальный и моральный ущерб всему человечеству.

Материалы, добываемые органами безопасности, наглядно свидетельствуют, что члены международных террористических организаций, наряду с совершением жестоких циничных преступлений против мирных граждан, пытаются установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей и полезных ископаемых, оказывать влияние на происходящие политические процессы в различных регионах мира. Для достижения этих целей они активизируют свои силы в стремлении получить доступ и к оружию массового уничтожения.

Понимая всю опасность нарастающей угрозы международного терроризма, Россия осуществила ряд конкретных шагов по объединению усилий различных государств в борьбе с этим общечеловеческим злом. Принятые совместные меры принесли определенный позитивный результат. Однако в целом ситуация в области борьбы с терроризмом остается напряженной. Продолжают развиваться опасные тенденции,порожденные как внешними факторами, связанными с развитием международного терроризма, так и внутренними проблемами.

Внешние факторы заключаются, с одной стороны, в проявлении или реанимации геополитических притязаний некоторых государств к странам, входящим в Содружество Независимых Государств, а с другой - в усилении антироссийского курса ряда зарубежных террористических, религиозных и национал-радикальных экстремистских организаций. Некоторые иностранные политические структуры стараются превратить постсоветскую территорию в "поле" для выяснения отношений друг с другом. Серьезным дестабилизирующим фактором являются и региональные конфликты (Афганистан, Югославия и т.д.).

В последние годы эпицентр расположения лагерей по подготовке террористов начал смещаться на территорию Чеченской Республики (в 1996- 1999 годах) и в Центрально-Азиатский регион.

В этом контексте контртеррористическая операция на Северном Кавказе имеет не только внутрироссийское, но и глобальное международное измерение. Ведь сформировавшийся на территории Чечни при режимах Дудаева и Масхадова криминально-террористический анклав по сути стал очагом дикости и средневековья, плацдармом для дальнейшей экспансии сил международного терроризма. Здесь отрабатывались формы и методы борьбы с законными органами власти, схемы управления силами бандформирований, методы их финансирования, осуществлялась подготовка будущих террористов из многих государств для совершения акций в любом регионе мира. В одном из разговоров, перехваченных российскими спецслужбами, "спонсор" Хаттаба прямо заявлял: "Готовь кадры, они нам понадобятся на будущее, в других странах." Что это не просто фраза, мировая общественность смогла убедиться на примере недавнего обострения ситуации на Ближнем Востоке. В октябре 2000 года, в самый разгар разразившегося палестино-израильского кризиса, Басаев заявил о готовности перебросить подконтрольных ему боевиков в зону столкновений. Понятно, что с такими "помощниками" кому-либо вряд ли удастся остановить эскалацию насилия и террора в этом регионе мира.

Надо сказать, что "чеченская карта" продолжает активно разыгрываться недругами России в интересах ослабления нашей государственности, создания условий для отторжения республик Северного Кавказа, дестабилизации внутриполитической обстановки. Для достижения указанных целей отдельными неправительственными зарубежными организациями оказывается всесторонняя поддержка экстремистским структурам, действующим на территории Северного Кавказа, отрабатываются каналы проникновения в различные регионы страны экстремистов ваххабитского толка.

Недавно Федеральная служба безопасности предала гласности имеющиеся в ее распоряжении данные о подрывном характере деятельности на территории Российской Федерации и стран СНГ организаций, созданных экстремистским крылом международного исламского объединения "Братья-мусульмане". Следует отметить, что экстремистские подразделения "Братьев-мусульман" функционируют более чем в 50 странах мира под руководством центров, расположенных на территории ближневосточных и европейских государств. Структуры, созданные их эмиссарами, выявлены в 49 регионах России. Руководители экстремистов координируют свою деятельность с террористическими группировками "Аль-Гамаа аль-Исламия", "АльДжихад аль-Ислами", известным международным террористом Усамой бен Ладеном, боснийскими боевиками, и используют благотворительность в качестве прикрытия для распространения идей воинствующего ислама. Анализ материалов показывает, что основной целью экстремистов в России и странах СНГ является разжигание сепаратистских настроений в регионах с компактным проживанием мусульманского населения и создание на этом пространстве государственных образований исламского типа в составе так называемого "Великого исламского Халифата".

Установлено, что значительная часть получаемых из-за рубежа финансовых средств идет на вербовку сторонников, проникновение во властные структуры, детальное изучение и анализ военно-географического, социально-политического и экономического положения в странах СНГ, для разработки планов последующей экспансии, вплоть до военной. Подтверждением этому служит факт вторжения экстремистов с территории Чечни в Дагестан, события в самой Чечне, а также документальные материалы, полученные российскими спецслужбами с конца 1999 года. В обход официальных духовных управлений, зарубежные эмиссары экстремистов наладили механизм отправки российских граждан на обучение в зарубежные исламские центры Саудовской Аравии, Пакистана и других стран. Там в течение 5-7 лет студенты подвергаются активной идеологической обработке и возвращаются в Россию фанатичными воинствующими приверженцами идей исламского фундаментализма.

Под прикрытием мусульманских культурных центров и медресе на территории Республики Афганистан продолжается активная военная подготовка боевиков для Чечни и Таджикистана. Деятельность этих лагерей (численность каждого - около ста человек) финансируется Усамой Бен Ладеном.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что к исламу, как религии, "исламский экстремизм" имеет весьма отдаленное отношение. Просто им умело пользуются различного рода экстремисты. Республики бывшего СССР и отдельные регионы России, в которых значительную часть населения составляют мусульмане представляют значительный интерес для самозванных миссионеров. Ведь после семи десятилетий государственного атеизма представления о законах и нормах ислама у большинства верующих весьма приблизительные. Мы это видим по тому, как быстро распространились на Северном Кавказе насаждаемые извне идеи религиозной нетерпимости и вражды. А ведь этот регион всегда отличался веротерпимостью. На его территории всегда принципы ислама органично сосуществовали с древними, еще языческими обрядами и обычаями. К тому же, и это я хочу особенно подчеркнуть, никакая идея не может оправдать кровь и страдания ни в чем не повинных мирных людей. Для нас террорист не имеет ни национальности, ни вероисповедания.

Особое внимание органы безопасности Российской Федерации уделяют своевременному оказанию противодействия попыткам использовать проведение контртеррористической операции в Чеченской Республике для разжигания антимусульманских настроений в России. Очевиден тот факт, что без мощной финансовой поддержки из-за рубежа незаконные вооруженные формирования и действующие на территории Чеченской Республики международные террористические организации не смогли бы столь длительный срок противостоять федеральным силам. К источникам поступления финансовой, экономической и иной помощи из-за рубежа относятся:

- определенные экстремистски настроенные круги исламского мира и международных мусульманских организаций;
- зарубежные антироссийски настроенные неправительственные структуры;
- экстремистские и национал-радикальные организации стран Балтии, Польши и ряда других стран.

Чеченские сепаратисты пытаются использовать в своих целях возможности различных неправительственных организаций, разыгрывать проблему беженцев и вынужденных переселенцев. В информационной сфере они стремятся действовать формами и методами психологической войны, проводят акции по дезинформированию мировой общественности, в том числе и с помощью возможностей глобальной сети "Интернет". Говоря о проблемах установления мира и спокойствия на Северном Кавказе, хотелось бы отметить, что они актуальны не только для России, но и для государств, входящих в Содружество Независимых Государств. Поэтому только совместными усилиями всех заинтересованных сторон можно не допустить распространения т.н. "трансграничного терроризма", религиозного экстремизма, организованной преступности. Серьезной проблемой является присутствие на территории Чеченской Республики и в Центральной Азии иностранных наемников, выходцев из Пакистана, Афганистана, государств Ближнего и Среднего Востока, а также Европы.

В этих условиях спецслужбам стран СНГ жизненно важно надежно перекрыть маршруты проникновения наемников на территорию государств-участников Договора о коллективной безопасности, пресечь каналы доставки им финансовых средств и оружия. Принятая недавно международная конвенция о недопущении финансирования терроризма открывает новую страницу в борьбе с этим мировым злом. Появились реальные правовые рычаги воздействия на тех, кто попустительствует или поддерживает террористические организации и группировки. Надо сказать, что в силу своего геополитического положения Центральная Азия является ключевым регионом с точки зрения обеспечения стабильности на всем евразийском пространстве. Доминирующей угрозой здесь стала резкая активизация деятельности радикальных мусульманских организаций, а также различного рода военизированных групп, выступающих под лозунгом борьбы против врагов "истинного ислама".

Вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана в Киргизию, а также спровоцированные ими военные действия в Сурхандарьинской области Узбекистана и Баткенском районе Ошской области Киргизии подтвердили выводы экспертов о начале практической реализации исламскими экстремистами своих планов по расширению зоны влияния с территории Афганистана и Таджикистана на север, в первую очередь на Узбекистан. Согласно оценкам отдельных экспертов, в ближайшие месяцы ситуация в Таджикистане и вокруг него может существенно обостриться вследствие серьезного изменения военно-политической обстановки в северных провинциях Афганистана. Нельзя исключать и возможность попыток отдельных полевых командиров и поддерживающих их политиков дестабилизировать ситуацию в республике. Серьезнейшим очагом нестабильности остается граница с Афганистаном. Через нее проходит основной маршрут доставки в Центральную Азию наркотиков и оружия, а также переправки наемников. Не менее сложная обстановка складывается в Каратегинской зоне, где концентрируются боевики Исламского движения Узбекистана. Отсюда ими совершаются рейды как на территорию Узбекистана так и Киргизии.

Тесное переплетение политических, межнациональных, межконфессиональных проблем, с которыми сталкиваются страны Центральной Азии, способствуют превращению данного региона в плацдарм для международного терроризма. Этим стремятся воспользоваться местные и зарубежные экстремистские силы. Получая все более возрастающую политическую, военную, финансовую и организационную иностранную помощь, они начинают действовать в Центральной Азии более активно, наступательно и организованно. Кроме того, происходит сращивание международных террористических организаций с наркомафией, которая выступает не только в качестве источника финансирования, но и как поставщик боевиков для террористических группировок.

При этом угрозы со стороны международного терроризма связаны не только с его дестабилизирующим влиянием на обстановку в самом регионе, но и с возможностью "транзита" сил террористов через центрально-азиатские страны в Россию и страны Европы. Деструктивные усилия мусульманских экстремистов могут привести к серьезным политическим потрясениям в странах Центральной Азии, наступлению масштабных негативных последствий для безопасности многих стран мира.

Опасность ухудшения ситуации в этом регионе нарастает и в связи с начавшимся перемещением на его территорию профессиональных наемников и различных криминальных элементов с Северного Кавказа. По имеющимся сведениям, к настоящему времени налажены и устойчиво действуют каналы связи и взаимопомощи между руководителями радикальных организаций центрально-азиатских государств и незаконных вооруженных формирований. Усиливается их взаимодействие с лидерами международного терроризма, которые через возможности подконтрольных структур оказывают им различную, прежде всего финансовую, помощь.

К сожалению можно констатировать, что нынешний уровень координации правоохранительных органов и спецслужб государств СНГ пока еще отстает от растущей угрозы международного терроризма.

Основными формами объединения усилий спецслужб государств участников Содружества Независимых Государств, на наш взгляд, могут стать:

- обмен информацией по наиболее активным международным террористическим организациям, а также о путях ввоза оружия, взрывчатых веществ и других средств осуществления террористических акций;
- взаимный контроль за противоправной деятельностью различных международных исламских организаций, оказывающих помощь экстремистам, действующим на территориях наших стран;
- реализация решения Совета глав государств Содружества о создании Антитеррористического центра государств-участников СНГ.

Осознание реальности угрозы региональной безопасности со стороны международных террористических организаций объективно способствует объединению усилий государств. Мы не должны допустить превращения территории стран СНГ в зону крупномасштабных межгосударственных, этнических и религиозных конфликтов.

Нашу озабоченность относительно опасности распространения религиозного экстремизма и международного терроризма, особенно в Центрально-Азиатском регионе, разделяют ряд стран дальнего зарубежья, прежде всего Китай и Индия, которые готовы к координации совместных усилий по решению этой проблемы.

Основными формами совместной работы спецслужб наших государств по оздоровлению обстановки могли бы являться:

- координация и совместная деятельность по линии разведки и контрразведки в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, незаконной миграцией населения и контрабандой оружия;
- разработка и осуществление совместных мероприятий по укреплению южных рубежей стран СНГ
- противодействие разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций, направленной против интересов коллективной безопасности;
- обеспечение безопасности стратегических объектов промышленности, энергетики и транспорта, а также иностранных дипломатических и иных представительств.

Уверен, что тесное взаимодействие и сотрудничество Федеральной службы безопасности Российской Федерации со спецслужбами стран Содружества Независимых Государств, всесторонняя общественная поддержка их деятельности, обеспечат надежную защиту от угрозы международного терроризма, создадут нашим гражданам необходимые условия для мирной жизни.

Телефон доверия:
(495) 224-2222 (круглосуточно)

107031, г.Москва,
ул.Большая Лубянка, дом 1

Веб-приемная

© Федеральная служба безопасности Российской Федерации, 1999 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.