Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

ЛЕГЕНДАРНОМУ "СМЕРШУ" - 60 ЛЕТ

Александр БЕЗВЕРХНИЙ (Начальник Управления военной контрразведки ФСБ России)
18.04.2003
"Новости разведки и контрразведки" (Москва). 18.04.2003 года

Начальник Управления военной контрразведки ФСБ России генерал-лейтенант Александр Георгиевич БЕЗВЕРХНИЙ отвечает на вопросы газеты "Новости разведки и контрразведки"

- Как вы оцениваете деятельность органов "Смерш" по прошествии 60 лет? Была ли логика в создании военной контрразведки "Смерш"?


- На мой взгляд, решение о создании ГУКР "Смерш" НКО СССР было вполне обоснованным, определялось происшедшими изменениями в военно-политической обстановке на советско-германском фронте. Итоги Сталинградской битвы окончательно развеяли миф о непобедимости немецкой армии и создали условия для стратегического наступления Красной Армии. В то же время противник был еще силен и не хотел мириться с потерей инициативы. Об этом свидетельствовало и расширение деятельности германской разведки - в 1943 году заброска вражеской агентуры по сравнению с предыдущим годом возросла в полтора раза. Таким образом, возрастала масштабность задач особых отделов по ограждению войск от проникновения в них агентуры противника, по надежному обеспечению планируемых крупных наступательных операций. Надо было максимально приблизить органы военной контрразведки к решению насущных задач, стоявших перед военным командованием.

Вновь созданная в составе НКО СССР структура не была громоздкой и обеспечивала эффективное выполнение поставленных перед военной контрразведкой задач. Следует отметить высокую профессиональную подготовку сотрудников ГУКР "Смерш", особенно руководящего состава как в центре, так и на фронтах. На каждое управление контрразведки фронта в ГУКР "Смерш" были созданы группы кураторов. Кроме того, при каждом УКР "Смерш" фронта постоянно находились представители центра.

Нельзя не отметить стабильность кадров в руководящих звеньях органов "Смерш", что являлось положительным явлением. Так, все без исключения руководители УКР фронтов находились на своих должностях с момента назначения и до окончания войны: генералы Осетров (1 Укр. фронт), Королев (2 Укр. фронт), Ивашутин (3 Укр. фронт), Ковальчук (4 Укр. фронт), Вадис (1 Бел. фронт). Едунов (2 Бел. фронт), Зеленин (3 Бел. фронт), Ханников (1 Приб. фронт), Железников (2 Приб. фронт), Белкин (3 Приб. фронт), Быстров (Лен. фронт), Мельников (Волховский, затем Карельский фронты). Стабильным был и состав начальников ОКР армейского звена. Новые руководители назначались, как правило, только после гибели в бою их предшественников.

С позиции сегодняшнего дня полагаю, что органы "Смерш" представляли собой эффективно действующую структуру в системе безопасности Вооруженных Сил и внесли достойный вклад в дело обеспечения победы над врагом. Военной контрразведке удалось парализовать работу абвера и "Цеппелина". На счету "Смерш" немало блестяще подготовленных и успешно реализованных операций по проникновению в школы абвера и другие спецорганы гитлеровской Германии. В результате радиоигр военной контрразведкой было выявлено и арестовано свыше 400 агентов и официальных сотрудников немецко-фашистских разведывательных органов.

- Не могли бы Вы высказать свое мнение относительно противника, который противостоял органам "Смерш"?

- Масштабы и ожесточенность тайной войны, которая вела германская разведка в годы войны, не имеет себе равных в истории. В действие был приведен весь сложный разведывательный и карательный механизм фашистской Германии: абвер и его войсковые части, РСХА, СД, ГФП. Безусловно, это была опытная и коварная разведка.

Директиву 21 с решением о нападении на СССР (план "Барбаросса") Гитлер подписал 19 декабря 1940 года, однако разведывательная подготовка военного нападения на нашу страну началась значительно раньше. Следует отметить, что немецко-фашистские разведывательные органы пытались вести активную подрывную работу против СССР до последнего дня Великой Отечественной войны.

Полагаю, что слабой стороной в организации и деятельности спецслужб противостоящего нам противника явилась их неподготовленность к ведению Германией затяжной войны против СССР. Лишь в начале 1942 года был создан специальный орган "Цеппелин" для заброски агентуры в глубокий тыл нашей страны. После краха молниеносной войны в период с ноября 1942 года до конца 1943 года, чтобы наверстать упущенное, немцы создали невиданную сеть разведывательных школ, которые выпускали за год до 10 тыс. агентов, диверсантов и террористов.

С января 1944 по май 1945 года немецкая военная машина, несмотря на нанесенные поражения, не потеряла способности к ведению активных боевых действий. Именно в 1944 году по линии германских спецслужб создается специальный военный орган "Ваффен СС Ягдфербанд" во главе с террористом и диверсантом О. Скорцени для проведения диверсионно-террористической деятельности в тылу советских войск.

Только 12 февраля 1944 года всесильный абвер прекратил свое самостоятельное существование в связи с поражением в тайной войне на советско-германском фронте. В том, что абвер не оправдал надежд Гитлера, главную роль сыграли успехи советской военной контрразведки "Смерш". "Цеппелин" также не справился со своими задачами. Об этом вынужден был заявить Гиммлер в 1943 году.

- Так почему же все же гитлеровский абвер проиграл ГУКР "Смерш"?

- Поражение разведывательных и контрразведывательных служб фашистской Германии было закономерным. Причиной этому явилось высокое профессиональное мастерство работников органов "Смерш", позволявшее внедряться в руководящие органы немецкой разведки и ее школы. Накопленный особыми отделами в 1941-1942 гг. опыт дал возможность органам "Смерш" перейти от обороны к срыву операций германских спецслужб и разложению их механизма изнутри. "Смерш" сделал ставку на проникновение квалифицированных советских разведчиков в аппарат абвера и его школы. В результате военные контрразведчики получили возможность заблаговременно выявлять его планы и действовать на опережение.

Например, сотрудник УКР "Смерш" 1-го Белорусского фронта Матвеев, которому удалось проникнуть в абверовский орган, 4 раза направлялся противником в наш тыл с разведывательными заданиями, за что был награжден Гитлером "Восточной медалью". Другой разведчик М.Д. Каращенко за "успешное" выполнение задание абвера и добытые важные сведения (дезинформация "Смерш") был награжден немцами бронзовой медалью. В свою очередь советским руководством Каращенко был награжден орденом Отечественной войны II степени за успешное выполнение ответственного задания и проявленные при этом мужество и стойкость.

Вместе с тем, германская разведка не предприняла за все годы войны ни одного ответного мероприятия по внедрению своей агентуры в органы "Смерш", видимо, считая это несбыточным.

Потерпела полный провал тактика массовой засылки агентов через линию фронта.

- Что Вы можете сказать в отношении встречающихся негативных оценок деятельности органов "Смерш" ("стояли за спиной войск и подгоняли солдат в атаку", "творили произвол и беззаконие" и др.)?

- Сегодня подвергается фальсификации не только деятельность органов "Смерш", но и итоги Великой Отечественной войны. Такого рода "исследования" проводятся, в частности за рубежом. Их результаты иногда принимаются в нашей стране за чистую монету. На мой взгляд, во всем, что касается "Смерш", много домыслов и умышленного искажения истины.

Искажения исторической правды касаются, прежде всего, заградотрядов, которые при органах "Смерш" никогда не создавались и сотрудники "Смерш" их никогда не возглавляли.

В начале войны заградительные мероприятия осуществлялись войсками НКВД по охране тыла Действующей армии. В 1942 г. начали создаваться заградительные отряды при каждой армии, находившейся на фронте. Фактически они предназначались для поддержания порядка во время боев. Только во главе заградотрядов Сталинградского и Юго-Западного фронтов в сентябре-декабре 1942 г., стояли работники особых отделов НКВД.

Однако для обеспечения оперативной работы, охранения мест дислокации, конвоирования и охраны арестованных из частей Красной Армии органам военной контрразведки "Смерш" выделялись: для фронтового управления "Смерш" - батальон, для армейского отдела - рота, для отдела корпуса, дивизии и бригады - взвод. Что же касается заградотрядов, то заградительные службы активно использовались работниками "Смерш" для розыска агентуры разведки противника. Например, накануне наступательных операций фронтов большой размах приобретали с участием органов "Смерш"мероприятия по линии заградслужбы. В частности, осуществлялось прочесывание военных гарнизонов, до 500 и более населенных пунктов с прилегающими к ним лесными массивами, производился осмотр нежилых помещений, тысяч заброшенных землянок. В ходе таких "зачисток", как правило, задерживалось большое число лиц без документов, дезертиров, а также военнослужащих, имевших на руках документы, с признаками, указывающими на их изготовление в абвере.

Тяжелая обстановка на фронте, особенно в первые два года войны, накладывала определенный отпечаток на деятельность особых отделов, которым, наряду с органами внутренних войск, предоставлялись в войну высшими органами государственной власти и управления чрезвычайные полномочия - право ареста дезертиров, а в необходимых случаях расстрела их на месте. Это объяснялось складывающимся катастрофическим положением на фронтах. Например, с начала войны по октябрь 1941 года особыми отделами и заградотрядами войск НКВД было задержано 657364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта. В этой массе было выявлено и разоблачено 1505 шпионов и 308 диверсантов. По состоянию на декабрь 1941 года особыми отделами было арестовано изменников - 4647 чел., трусов и паникеров - 3325, дезертиров - 13887, распространителей провокационных слухов - 4295, самострельщиков - 2358, "за бандитизм и мародерство" -4214. В этих условиях отдельными работниками особых отделов в критических ситуациях допускались злоупотребления, нарушения законности, в том числе и расстрелы, но это были исключительные случаи. Однако подобного рода факты, на мой взгляд, не дают права огульно охаивать военную контрразведку в целом, а тем более переносить эту критику на органы "Смерш". Работники "Смерш" участвовали в задержании дезертиров, затем они передавались в военные трибуналы, где и решалась их судьба.

Военные контрразведчики "Смерш" не отсиживались в тыловых подразделениях, а постоянно находились в боевых порядках войск, не только выполняли свои прямые обязанности, но и непосредственно участвовали в боях с гитлеровцами, нередко в критические моменты принимали на себя командование ротами и батальонами, потерявших своих командиров. Немало армейских чекистов погибло при исполнении служебных обязанностей, заданий командования Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Для иллюстрации сказанного приведу пример в отношении ст. лейтенанта Калмыкова А.Ф., оперативно обслуживавшего батальон 310 сд. В январе 1944 г. личный состав батальона пытался овладеть штурмом деревней Осня Новгородской области. Наступление было остановлено сильным огнем противника. Повторные атаки результатов не давали. По договоренности с командованием, Калмыков возглавил группу бойцов и с тыла проник в деревню, обороняемую сильным вражеским гарнизоном. Внезапный удар вызвал у немцев замешательство, однако их численное превосходство позволило окружить смельчаков. Тогда Калмыков вызвал по рации "огонь на себя". После освобождения деревни на ее улицах кроме наших погибших воинов было обнаружено около 300 трупов противника, уничтоженного группой Калмыкова и огнем наших орудий и минометов. Командованием Калмыков награжден посмертно орденом Красного Знамени.

И последнее. Нередко в адрес органов " Смерш" раздается критика в связи с проводившейся ими фильтрационной работой. В 1941 г. И.В.Сталин подписал постановление ГКО СССР о государственной проверке (фильтрации) военнослужащих Красной Армии, бывших в плену или в окружении войск противника. Аналогичная процедура осуществлялась и в отношении оперативного состава органов госбезопасности. Фильтрация военнослужащих предусматривала выявление среди них изменников, шпионов и дезертиров. Постановлением СНК от 6 января 1945 г. при штабах фронтов начали функционировать отделы по делам репатриации, в работе которых принимали участие сотрудники органов "Смерш". Создавались сборно-пересыльные пункты для приема и проверки советских граждан, освобожденных Красной Армией. Фильтрационная работа требовала от сотрудников "Смерш" не только высочайшего профессионализма, но и большого гражданского мужества. Особенно сложно было ее вести среди бывших командиров и бойцов Красной Армии. Допросы "смершевцев" казались им оскорбительными и несправедливыми.

В процессе фильтрационной работы органами "Смерш" было выявлено несколько тысяч агентов гитлеровских спецслужб, разоблачены десятки тысяч карателей и фашистских пособников. Но главным итогом явилось то, что с миллиона советских людей было снято клеймо "врага народа".

Однако на этом участке не удалось избежать и трагических ошибок: ведь перед военными контрразведчиками в последние месяцы 1945 г. проходили миллионы советских военнослужащих и граждан, угнанных на принудительные работы в Германию.

- Что Вы можете сказать об B.C. Абакумове как руководителе органов "Смерш"?

- В.С.Абакумов возглавлял органы военной контрразведки с июня 1941 г. по май 1946 г. Армейские контрразведчики его уважали, отмечали у него такие качества, как компетентность, смелость в принятии решений, высокая требовательность к себе и подчиненным. Он учил работников быть объективными и не принимать скоропалительных решений, руководствуясь лишь "революционной бдительностью". Абакумов обладал личным мужеством.

Он много сделал для укрепления кадрового состава органов "Смерш". Требовал подбирать в контрразведку "Смерш" лиц, которые уже как-то зарекомендовали себя положительно и способны работать с людьми. По инициативе Абакумова был открыт ряд школ для подготовки и переподготовки кадров армейских чекистов.

Думаю, что не будет преувеличением, если скажу, что Абакумов являлся организатором победы органов "Смерш" в поединке с абвером. В подтверждение этой мысли сошлюсь на мнение упоминавшегося мною генерала армии Героя Советского Союза П.И. Ивашутина: "Принижать заслуги Абакумова в успешной работе ГУКР "Смерш" несерьезно, думаю, что это не позволит себе ни один контрразведчик военного времени. Практические результаты деятельности "Смерш" оказались выше, чем у НКГБ, что и стало причиной выдвижения Абакумова".

Вместе с тем, B.C. Абакумов был человеком своего времени. В послевоенный период во время нахождения в должности начальника ГУКР "Смерш" и особенно во время пребывания с мая 1946 г. по июль 1951 г. на посту министра госбезопасности СССР он, к сожалению, руководствуясь политическими соображениями, не смог противостоять "репрессивному механизму" сталинского тоталитарного государства. Как известно, Абакумов стал на путь злоупотребления служебным положением. По его личному указанию фальсифицировались уголовные дела, применялось физическое воздействие к арестованным и др.

- Какие задачи решают современные военные контрразведчики и используют ли они в своей работе опыт органов "Смерш"?

- Отечественные военные контрразведчики осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", принятом Государственной Думой в 1995 году и опубликованном в печати и другими законами и подзаконными правовыми актами.

Задачи Управления военной контрразведки (3 Управления) ФСБ России и органов безопасности в войсках изложены в Положении о них, утвержденном 7 февраля 2000 года главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Президентом В.В.Путиным.

В условиях сложной и динамичной оперативной обстановки перед нами остро стоят вопросы противодействия террористической деятельности экстремистских организаций и отдельных экстремистки настроенных лиц, борьба с диверсиями, направленными против объектов Вооруженных Сил.

К числу основных задач органов военной контрразведки относятся выявление, предупреждение и пресечение шпионажа и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств и отдельных лиц, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Большое значение нами придается борьбе с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотиков.

О боеспособности военных чекистов свидетельствует их девятилетняя деятельность в боевой обстановке по обеспечению безопасности ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Серьезным испытанием для армейских чекистов является контрразведывательное обеспечение контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Убежден, что жизнь будет ставить перед нами каждый раз новые задачи. Уверен, что они будут по плечу сотрудникам органов безопасности в войсках.

В повседневной оперативно-служебной деятельности руководящему и оперативному составу органов военной контрразведки помогает бесценный героический опыт чекистов-"смершевцев". В связи с 60-летием со дня создания ГУКР "Смерш" НКО СССР хотел бы сердечно поздравить наших доблестных ветеранов органов "Смерш" и всех чекистов-участников Великой Отечественной войны с этой памятной датой и пожелать всем им доброго здоровья, благополучия и больших творческих успехов в деле патриотического воспитания молодежи.

Редакция газеты "Новости разведки и контрразведки" присоединяется к этим поздравлениям.


Телефон доверия:
(495) 224-2222 (круглосуточно)

107031, г.Москва,
ул.Большая Лубянка, дом 1

Веб-приемная

© Федеральная служба безопасности Российской Федерации, 1999 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.