Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

ПРО СОТРУДНИКОВ ФСБ НУЖНО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВ
01.02.2001
Еженедельник "Воронежское обозрение". 01.02.2001 год

"Воронежское обозрение" стала первой газетой, которой временно исполняющий обязанности начальника УФСБ полковник Александр Андреев дал интервью

- Александр Борисович, в период избирательной кампании резко выросла активность освещения в СМИ оперативно-служебной деятельности воронежского Управления ФСБ. Условно говоря, шпионов ловили и раньше, но шоу из этого не делали. Многие посчитали, что это была косвенная политическая реклама в поддержку вашего бывшего руководителя - в настоящее время губернатора Воронежской области Владимира Кулакова.

- В период выборов Владимир Григорьевич и близко не подпускал свой коллектив к избирательному штабу. Но как избиратели сотрудники Управления, их абсолютное большинство, действительно поддерживали своего начальника, зная его как авторитетного и опытного руководителя, который профессионально подготовлен для серьезной государственной деятельности. У нас, кстати, в коллективе активно обсуждалась проблема чекистов во власти. Мы понимали, что заявления об "угрозах демократии" в этой связи - заказная попытка некоторых СМИ "демонизировать" образ ФСБ, создать ей ореол "темной силы", отстаивающей не государственные, а узкокорпоративные интересы.

Думаю, что абсолютное большинство читателей согласилось с мнением Директора ФСБ Николая Платоновича Патрушева, который в одном из интервью сказал: "Появление в регионах людей, прошедших школу руководящей работы в структурах национальной безопасности, - жизненная необходимость влить "свежую" кровь в управленческий корпус России, стремление задействовать потенциал ответственных людей, сохранивших "дух государственного служения... Они хорошо понимают невозможность возврата к старому, необходимость развития страны на основе разумного соединения либеральных и традиционных ценностей".

Что касается частой упоминаемости нашей структуры в средствах массовой информации, то сам факт выдвижения генерала ФСБ на пост губернатора неминуемо подогревал интерес журналистов к работе воронежской контрразведки. С другой стороны, эффективность деятельности органов Федеральной службы безопасности по защите интересов личности, общества и государства от преступных посягательств во многом определяется уровнем общественной поддержки. Население должно знать, чем занимаются силовые структуры.

- Не кажется ли Вам, что Вы создаете эфемерную репутацию для ФСБ?

- Федеральная служба безопасности России - закрытая организация, которая в принципе никогда не нуждалась в рекламе своих достижений. Тем не менее, сегодня, исходя из интересов государства и общества, информирование граждан по вопросам собственной компетенции для ФСБ - абсолютная потребность времени. Но, нам нужна поддержка СМИ не в виде фальшивой похвальбы или приукрашивания достижений, а в виде объективных материалов, разъясняющих смысл и содержание работы органов безопасности, доказывающих, что ФСБ - оберегающая население структура и, к тому же, прибыльное даже в денежном отношении предприятие (я имею в виду возвращение государству миллионных средств, предотвращение огромных убытков, добывание научно-технических секретов и т.п.). И потом, надо наконец-то вернуть этой структуре заслуженную репутацию, если хотите, "фирменный знак" не коррумпированной, неподкупной, могущественной организации. Надо вернуть в число героев государственного человека в погонах.

- Имидж - это то, что о тебе думают другие. Хочется, чтобы они думали о тебе только хорошее?

- Сегодня явно не хватает положительного имиджа работника спецслужб. ФБР, например, занималось созданием своего образа долгие годы, открывая архивы, с одной стороны, и опираясь на опыт фабрики грез - Голливуда, с другой. В результате на другом континенте мы, воспитанники другой системы, смотрим фильмы или читаем книги и восхищаемся интеллектом, мужеством агента ФБР, волнуемся за его судьбу, хотя и знаем заранее, что он все равно победит. Значит, цель создания имиджа у них достигнута. А у нас - мрачноватый груз прошлого все еще довлеет над современным поколением офицеров ФСБ.

Весьма ценным является именно интеллектуальный срез этой профессии. Это - интеллектуалы, которые могут решать любые задачи. Это - государственная элита. Уверен, что сотрудники ФСБ достойны, чтобы симпатия, которой пользовался мундир в обществе, возродилась.

- Похоже, Вы хотите романтизировать образ ФСБ. Какую же роль вы отводите в этом средствам массовой информации?

- В консолидации усилий государства и общества в борьбе со всеми видами преступлений ключевая роль принадлежит средствам массовой информации. Особое внимание в этой связи уделяется выходу благоприятных для органов безопасности публикаций и передач, в том числе, чтобы изменить некоторые негативные представления о работе ФСБ. Практически вся деятельность ФСБ является необычной с точки зрения простого человека. Их формы и методы работы могут вызвать спорное, иногда негативное восприятие, поэтому нужны добросовестные объективные комментарии при опубликовании материалов об органах безопасности.
Стереотипному общественному мнению приходит на смену образ государственного человека, действующего в интересах всего народа, профессионала, способного остановить любое зло. Элемент романтики здесь необходим. Нужны современные "Семнадцать мгновений весны" и "ТАСС уполномочен заявить". Сериал "Агент национальной безопасности "с этой задачей явно не справляется. Его типаж не во всем соответствует собирательному образу оперативного сотрудника.

- С вашими планами на СМИ все понятно, а как привлечь их внимание на свою сторону?

- Мы от невнимания СМИ не страдаем. Опыт 2000 года показал востребованность информации из Федеральной службы безопасности в широких кругах населения. Люди хотят знать, чем занимается их спецслужба, насколько успешно она противостоит преступным посягательствам.
Наши аналитики обоснованно полагают, что любое Управление ФСБ неминуемо погружается в "рынок новостей", является в некотором роде обладателем "эксклюзива" и невольно становится участником сложных журналистских комбинаций, ориентированных на "конфликтную подачу материала". Нынешние СМИ существуют за счет продажи своей информации; по существу это - посредник между источником информации (в данном случае, УФСБ) и ее потребителем (читатель, зритель). Для СМИ экономически выгодно, если информация является сенсационной или конфликтной. Данные о работе спецслужб, полученные журналистом оперативно, достаточно ценны. На "первое" издание (теле-, радиоканал, информагентство) ссылаются другие. Учитывая это, а также то, что "информационного вакуума" не бывает (журналист неминуемо добудет нужную, возможно уже искаженную, информацию), ФСБ сегодня сориентировано на предоставление запрашиваемых сведений, оказание журналистам содействия в качественном освещении своих профессиональных тем и проблем.

Возьмем только одно направление - реализация государственной задачи по исключению условий, способствующих распространению терроризма в любых его проявлениях и формах. Здесь налицо повышение уровня взаимопонимания с населением. В Воронежской области за прошлый год эта тема потребовала выхода в печатных изданиях, на телевидении и радио порядка 75 материалов по инициативе или при содействии группы общественных связей УФСБ. Практически каждый месяц через средства массовой информации до жителей региона доводилась информация по проблемам терроризма в виде пресс-релизов, телерепортажей, радиопередач, публикаций и сообщений, озвученных в ходе встреч с общественностью. Полученные данные об угрозе осуществления чеченскими боевиками взрывов и диверсий в Воронеже вывели задачу контртеррористической пропаганды на первый план, превратив ее в информационную кампанию. И ни у кого не вызывали сомнений важность и необходимость этой работы. Ни у кого, кроме некоторых СМИ, выполнявших конкретный политический заказ по дискредитации ФСБ.

Например, коллектив Управления вынужден был выслушивать в свой адрес разные домыслы, которые тиражировались газетой "Молодой коммунар". И все только из-за того, что начальник УФСБ участвовал в губернаторских выборах. В материалах газеты нивелировались результаты оперативно-служебной деятельности сотрудников, по отношению к государственному органу применялись оскорбительные термины, звучали бездоказательные обвинения об участии офицерского состава в политических интригах, преследовании и применении специальных средств против работников областной администрации. Газета пыталась представить УФСБ в качестве репрессивной структуры образца 37 года, провоцировала граждан на предъявление к УФСБ финансовых требований, демонстрировала сарказм и несерьезность отношения к результатам оперативно-служебной деятельности, минимизировать их значимость. Только один пример. После задержания жителя Воронежской области за незаконное хранение и сбыт огнестрельного оружия (пистолетов с глушителями), в этой газете появился (как обычно, под псевдонимом) текст (дословно): "Воронежская область превратилась прямо-таки в перевалочную базу мирового терроризма. Загляни под любой куст - а там враг притаился... Вот наследники Феликса Эдмундовича "взяли" очередного "вражка" в одном из районов области...".

Комментарии, как говорится, здесь излишни. Отмечу лишь, что такого рода "перлы" появлялись на фоне нормальных публикаций других газет и явно диссонировали с ними.

- То есть Управление пытались втянуть в т.н. информационную войну. Как вы реагировали?

- Ситуация информационного противостояния для Управления была прогнозируемой. Необычным было лишь то, что т.н. "черный PR" применялся в отношении не конкретного человека, а госструктуры.

Наша позиция в этом вопросе предельно проста: на глупость и бред мы не реагируем (читатели сами разберутся), а если в той или иной публикации будут задеты наши честь и достоинство - есть суд. Для начала можем предупредить. Кстати, так было с еженедельником "Собеседник", опубликовавшим "интервью" с Мовлади Удуговым, в котором практически половина текста была посвящена Кулакову, что в принципе уже нонсенс. Также, к примеру, "говорящая голова" главного чеченского идеолога, якобы из Турции вещала, что взрыв на вокзале "Воронеж-1" в 1996 году был предотвращен только потому, что чеченские боевики не захотели его взрывать. Мы обратились к главному редактору "Собеседника" с открытым письмом, где сделали соответствующее предупреждение.

Справедливости ради надо сказать, что даже оппоненты В.Г. Кулакова на выборах публично признали статью в "Собеседнике" грубой фальшивкой, отмежевались от подобных методов предвыборной борьбы, призвав найти и в уголовном порядке наказать ее авторов.

Мы и впредь будем стараться не допускать манипулирования общественным мнением в ущерб репутации правоохранительных органов.


Телефон доверия:
(495) 224-2222 (круглосуточно)

107031, г.Москва,
ул.Большая Лубянка, дом 1

Веб-приемная

© Федеральная служба безопасности Российской Федерации, 1999 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.