Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
Начальник приемной ФСБ России: нас иногда называют "последней надеждой"
Начальник приемной ФСБ России: нас иногда называют "последней надеждой"
ФСБ России важна любая информация, которая поможет обеспечить безопасность государства и его граждан. Такую информацию спецслужба получает в том числе благодаря работе своей приемной. О том, как работает приемная ФСБ России, с какими вопросами и просьбами туда приходят люди, кто с ними там беседует и как человеку оформить свое заявление, в интервью корреспонденту «РИА Новости» рассказал начальник приемной ФСБ России.
- Александр Борисович, Федеральная служба безопасности обладает широкими возможностями для своей оперативной деятельности. А для чего специальной службе нужна приемная?
- Приёмная ФСБ России - это место, куда может лично прийти человек со своими проблемами, предложениями и жалобами. Это своеобразное «окно», через которое можно подать свое обращение в органы федеральной службы безопасности. В приёмной ФСБ России круглосуточно принимаются письменные и устные обращения граждан, даются консультации о порядке подготовки и подачи заявлений.
Мы с уважением относимся к любому обратившемуся и исходим из принципов законности, гуманизма, уважения и соблюдения прав и свобод гражданина и человека.
- Интересно, с какими вопросами и просьбами чаще всего обращаются люди?
- Круг вопросов, с которыми граждане обращаются в приемную ФСБ России, обширен - от касающихся оперативно-служебной деятельности Федеральной службы безопасности, до решения различных бытовых. Иногда люди говорят: «Вы наша последняя надежда!».
С начала специальной военной операции актуальными темами обращений стали: оказание содействия в поиске и обмене попавших в плен военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, предложения о ведении боевых действий, устранение препятствий в волонтерской деятельности.
Граждане, занимающие активную жизненную позицию, нередко обращаются с предложениями об оказании содействия органам безопасности,с информацией о готовящихся террористических актах, сообщениями о хищении бюджетных средств, бездействии сотрудников правоохранительных органов, несогласием с вынесенными судебными решениями.
В последнее время участились обращения, поступающие от граждан бывших союзных республик, связанные с пересечением государственной границы Российской Федерации. Отдельно хотел бы затронуть тему, связанную с обращениями в приёмную о фактах мошенничества. Преступники рассылают людям через популярные мессенджеры, в том числе Telegram и WhatsApp, «липовые» повестки и постановления от имени ФСБ России, вводят их в заблуждение под предлогом проведения «секретных операций», похищают их денежные средства.
Хочу еще раз предупредить граждан, что сотрудники ФСБ России никогда не звонят и не пишут в социальных сетях, не пересылают гражданам фотографии своих служебных удостоверений и не предлагают перевести деньги на «безопасный или страховой счёт».
- Можете ли Вы раскрыть статистику, как много людей обращаются в приемную ФСБ России?
- Ежедневно к нам обращается около 50 человек. Часть из них приходит лично, некоторые пользуются телефонной связью. Кстати, номер телефона приёмной 8-495-624-31-38 представлен на официальном сайте ФСБ России.
- Полсотни человек в день – это немало. Как быстро у Вас принимают обратившихся граждан?
- Чтобы ответить на Ваш вопрос, придется воспользоваться таким термином как «живая очередь». Со всеми обратившимися в приёмную ФСБ России гражданами беседуют сотрудники приёмной. Если содержание обращения относится к компетенции органов безопасности, то для встречи с заявителем может быть приглашен сотрудник оперативного подразделения. В других случаях мы даем гражданину рекомендации, куда еще можно обратиться.
- В каких случаях Вы приглашаете сотрудников оперативных подразделений?
- Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» определены основные направления деятельности ФСБ России: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности и иные. . По этим вопросам, повторюсь, с гражданином беседу проводит приглашенный сотрудник соответствующего подразделения.
- В какие сроки рассматриваются заявления граждан?
- Поданное гражданином обращение, в соответствии с законодательством, регистрируется в течение трёх дней. После регистрации обращение докладывается руководству, которое принимает обоснованное решение о направлении его на рассмотрение по компетенции в соответствующий орган безопасности или в иные федеральные органы исполнительной власти. Ответ на обращение, подлежащее рассмотрению в органах безопасности, готовится в установленный законодательством срок до 30 дней с даты регистрации.
- Наверняка те, кто беседует с заявителями, должны обладать соответствующими навыками? Ведь речь идет, прежде всего, об установлении доверительного контакта с каждым конкретным человеком, переступающим порог приемной?
- Все сотрудники у нас имеют за плечами значительный опыт работы в органах безопасности и соответствующую профессиональную подготовку. Они умеют внимательно выслушать человека, вникнуть в просьбу и при необходимости проконсультировать, как разрешить проблему.
- Приемная ФСБ России располагается в здании по адресу: город Москва, улица Кузнецкий мост, 22. Скажите, а куда еще люди могут прийти? Допустим, это хочет сделать человек в конкретном регионе. Надо ли ему ехать в столицу?
- Если говорить о московском регионе, граждане могут обратиться с заявлениями в приемную Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области, которая находится недалеко от нас по адресу: город Москва, улица Большая Лубянка, дом 20.
Граждане также могут обратиться в территориальные органы безопасности по месту жительства, воспользоваться электронной приёмной на официальном сайте ФСБ России, направить обращение почтой.
- Если человек хочет сообщить о преступлении, куда он может обратиться?
- С сообщениями о преступлении следует обращаться в территориальные органы безопасности, так как в их составе есть следственные подразделения. Кроме того, с сообщениями о преступлении можно обратиться в Следственное управление ФСБ России, располагающееся по адресу: город Москва, улица Энергетическая, дом 3А.
- Должен ли обратившийся обладать юридическими знаниями для того, чтобы правильно составить письменное обращение, и оно наверняка было рассмотрено?
- Сразу хочу сказать, что вопрос о том, составлять ли обращение самому либо обратиться за помощью к специалисту - это личный выбор самого человека. В ФСБ России рассматриваются все поступающие обращения, независимо от того, написаны они самим гражданином, либо его представителем. Все вопросы, указанные в обращении, разрешаются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
- А какие требования предъявляются к самим обращениям?
- Письменное обращение должно содержать наименование органа безопасности, которому оно адресуется, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, подавшего обращение, почтовый или электронный адрес, по которому будет направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату. На обращение, не содержащее фамилию и адрес лица, подавшего его, ответ не дается. Все эти требования изложены в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». С данным законом можно при желании ознакомиться в приёмной ФСБ России.
- Наверное, иногда люди, приходящие с заявлением, волнуются: а не узнает ли об этом кто другой?
- Подчеркну: факт любого обращения в приемную ФСБ России не подлежит огласке сотрудниками органов безопасности. Конфиденциальность каждого заявления, персональных данных заявителя и сути вопроса - гарантированы.
- Разрешается ли гражданам вести аудио- и видеозапись во время личного приёма?
- В каждом конкретном случае мы учитываем соблюдение конституционных прав каждого гражданина - с одной стороны, на свободный поиск и получение информации, а с другой стороны, на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени. Право сотрудника, который ведет прием граждан, запретить снимать себя не нарушает право заявителя, поскольку обнародование и дальнейшее использование изображения человека допускаются только с его согласия.
- Если гражданин хочет лично встретиться с руководством ФСБ России, или начальником подразделения ФСБ России, расположеннго в Московском регионе, как ему поступить?
- В этом случае заявитель пишет заявление с просьбой о личном приёме, в котором обозначает вопрос или проблему, планируемую к обсуждению. Важно отметить, что по объективным причинам руководство ФСБ России не всегда может встретиться лично с заявителем. В такой ситуации встречу обязательно проводит уполномоченное соответствующими руководителями должностное лицо.