Размер шрифта Цвет:       Доп. настройки: Обычная версия сайта

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЛЕЧАХ ФСБ

28.05.1999
Алексей Александров
"Независимое военное обозрение" (Москва). 28.05.1999 года

Однако эта государственная сфера деятельности до сих пор не имеет четко обозначенных законодательных границ

В СВЯЗИ с обострением проблемы ограниченности национальных ресурсов появился термин "экономическая безопасность" (ЭБ). Это понятие не имеет определенных границ. Его содержание варьируется в зависимости от изменений в общественных отношениях, от противоречий в области экономики и соответствующих угроз, которые оно характеризует, а также в зависимости от уровня применения - от транснационального (уровень мировой экономики) до микроэкономического (когда речь идет о "безопасности" деятельности предприятия, фирмы или продвижения какого-либо проекта).

Достаточно распространенным является "узкий" подход, при котором сфера обеспечения экономической безопасности ограничивается преимущественно рамками защиты и добывания секретов в сфере экономики. Другими словами, это область так называемого промышленного шпионажа и контршпионажа, который ведется в интересах и с позиций как государства (в первую очередь - спецслужб), так и негосударственных фирм, компаний, банков.

В широком же смысле чаще всего национальная ЭБ представляется как неотъемлемая часть стратегии постоянного развития и совершенствования национальной экономики. В этом случае говорят о том, что для любого государства задачи обеспечения экономической безопасности связаны с сохранением и укреплением своего места в мировой экономической системе.

В России отношение к вопросам обеспечения ЭБ долгие годы было достаточно односторонним. Подразумевалось, что это "зона ответственности" органов госбезопасности. Разведка и контрразведка занимались добыванием сведений о промышленном и научно-техническом потенциале зарубежных стран, защитой государственных секретов, обеспечением безопасности важных военно-промышленных и гражданских объектов. "Общегосударственный" характер системы обеспечения экономической безопасности проявлялся именно в том, что спецслужбы наделялись, по существу, монопольными правами и обязанностями в этой области.

Лишь недавно проблема начала осознаваться действительно как общегосударственная, общенациональная. Показательно, что к разработке доктринальных положений в области экономической безопасности к середине 90-х гг. были подключены Совет безопасности Российской Федерации (в котором была образована соответствующая межведомственная комиссия), Министерство экономики, различные научные коллективы, аналитические центры. При этом решение проблем экономической безопасности стало увязываться с поиском оптимального варианта экономического развития страны, определяющего как ближайшие, главным образом антикризисные, задачи, так и перспективные параметры российской экономической модели, основные показатели экономической реформы. В "Основных положениях государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" ЭБ трактуется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-политическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

Однако наряду с таким подходом в последнее время наблюдалась и другая тенденция к сведению обеспечения экономической безопасности фактически лишь к одной из ее составляющих, а именно к антикриминальной, к вопросам борьбы с экономической преступностью. При таком "упрощении" проблемы акцент переносится на деятельность правоохранительных органов, в первую очередь МВД и ФСН России. Качественное содержание экономической безопасности подменяется количественными показателями раскрытых преступлений. А обеспечение стратегических экономических интересов России (в том числе в ситуациях, когда угроза экономической безопасности существует и реализуется, когда теми или иными действиями стране наносится значительный экономический ущерб, а "экономического" преступления как такового нет) отходит на второй план. Не умаляя значения борьбы с экономической преступностью, следует признать такое "сужение" взглядов на ЭБ неоправданным.

И последнее. Не следует путать понятия "безопасность экономики" и "экономическая безопасность", поскольку первое - техническая, экономико-технологическая проблема, второе выходит далеко за пределы проблем собственно экономики, включая в себя вопросы политики, социальной жизни, военно-политические, демографические, экологические и иные аспекты.

РОЛЬ ОРГАНОВ ФСБ

Вскрытие, предупреждение и пресечение отдельных наиболее опасных форм и видов ЭБ относится к компетенции органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Угрозы экономической безопасности России формируются не только объективно, но чаще всего под влиянием конкретных действий, наносящих ущерб российским национальным интересам.

В первую очередь это разведывательная деятельность иностранных спецслужб и организаций. Например, по добыванию данных, связанных с созданием в России новейших образцов техники и технологий, результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опережающих мировой уровень; по сбору конфиденциальных сведений экономического характера, обладание которыми иностранным государством наносит либо может нанести ущерб оборонно-экономическому потенциалу, стратегический позициям России на мировых рынках. Поэтому в работе органов ФСБ важное место по-прежнему отводится участию в обеспечении защиты экономической информации.

В 1998 г. в соответствии с указом президента Российской Федерации в ФСБ был образован департамент экономической безопасности. В его состав входят подразделения с широким спектром задач и функций от борьбы с организованной преступностью и коррупцией до оперативного сопровождения реализации крупных экономических проектов и государственных программ.

Несмотря на все сложности (реорганизации, недостаточное финансовое, материально-техническое, а по ряду принципиально важных вопросов и правовое, законодательное обеспечение), вопреки продолжающимся попыткам утвердить в общественном мнении в целом негативное отношение к работе сотрудников органов безопасности служба сохраняет потенциал, позволяющий успешно решать стоящие перед ней задачи.

Глобальные изменения в экономической деятельности привели к появлению новых, неизвестных ранее видов преступной деятельности, а также способов и приемов, используемых при этом. Зачастую криминал маскируется, уголовно-противоправные действия прикрываются формой гражданско-правовых отношений. При квалификации преступлений на практике такие факты относят к разряду регулируемых не уголовным законодательством и необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела. Это касается и преступлений в сфере экономики. Наиболее опасные из них с точки зрения размеров материального ущерба и последствий совершаются в сфере рынка ценных бумаг. Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время все большее распространение получают такие преступления, как овладение ценными бумагами по фиктивным финансовым документам, хищение денежных средств инвесторов по поддельным документам, овладение чужим имуществом путем злоупотребления доверием и др. При акционировании предприятий наиболее часто встречаются следующие виды правонарушений:

- внесение эмитентом в проспект миссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; - регистрация государственным регистрирующим органом заведомо недействительных результатов эмиссии; регистрация государственным регистрирующим органом проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные результаты эмиссии.

При этом ущерб причиняется, как правило, инвесторам, владеющим ценными бумагами.

После кризиса 17 августа следует ожидать роста экономических преступлений, совершаемых при банкротстве предприятий. Объективная сторона преступлений выражается:

- в сокрытии сведений об имуществе; - в передаче имущества в иное владение; - в сокрытии имущества или имущественных обязательств; - в уничтожении имущества; - в сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих хозяйственную деятельность, если эти действия причинили ущерб в крупном размере.

Еще одна сфера, особенно привлекательная для финансовых злоупотреблений, одно из звеньев государственных финансов -государственные внебюджетные фонды. Можно выделить определенный круг операций, под видом которых совершаются преступления и которые могут использоваться в качестве их маскировки, сами эти операции не содержат состава преступления, однако за ними могут скрываться конкретные преступные деяния, такие, как взяточничество, злоупотребление должностным положением, присвоение и др.

Распространены следующие виды подобных операций: незаконные финансовые и хозяйственные операции (незаконное использование средств), явно невыгодные операции, скрытое коммерческое кредитование, трастовые операции по доверительному управлению денежными средствами, операции по временному отвлечению средств.

ОПЕРАТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ

За последнее время ФСБ предприняты инициативы и проведены операции по оперативному сопровождению приоритетных государственных проектов и программ, направленные на повышение эффективности управления государственной собственностью в ряде системообразующих отраслей экономики, на предотвращение их возможной дезинтеграции, недопущение свертывания, перепрофилирования высокотехнологичных, наукоемких, конкурентоспособных производств, на обеспечение продвижения российских товаров и технологий на мировые рынки. В частности, речь идет об аэрокосмической и авиационной промышленности, нефтегазодобыче и переработке, металлургии, сферах военно-технического сотрудничества, внешнеэкономической и финансово-кредитной. Эти инициативы и проводимые мероприятия находят понимание и поддержку в органах государственной власти, в том числе в Государственной Думе, правительстве Российской Федерации.

Вскрыты конкретные угрозы утраты Россией уникальных производств, входящих в систему военно-промышленного комплекса: продажи за долги единственного в России производителя дизельных двигателей для всех модификаций танков и бронемашин, с последующим перепрофилированием производства новыми хозяевами; утраты государством управления единственным в России и СНГ предприятием-разработчиком (а частично и производителем) оптико-электронных приборов и систем для ракетно-космических комплексов, а также ведущего конструкторского бюро в области боевых и военно-транспортных вертолетов различных модификаций. По информации ФСБ приняты конкретные меры к недопущению негативного развития ситуации.

По факту передачи другому собственнику в счет долга федерального пакета акций ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз" стоимостью в 600 млн. долларов США всего за 10 млн. долл. возбуждено уголовное дело.

В связи с возобновившимися попытками обвинить Россию в нарушениях режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), необоснованным введением санкций в отношении российских учреждений, сотрудничающих с Ираном, необходимо, очевидно, еще раз сказать, что работе по предупреждению незаконного экспорта технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения (ОМП), вооружений и военной техники, ФСБ России в рамках своей компетенции уделяет первостепенное внимание. Еще до вступления в РКРТ органами безопасности неоднократно предотвращались попытки других государств получить доступ к российским ракетным технологиям. За последнее время подобные действия, в том числе со стороны граждан Ирана, также не раз пресекались (в Красноярске, Санкт-Петербурге, Туле, Москве). Органы государственной власти, российские ведомства регулярно получают из ФСБ списки иностранных компаний, по которым имеются данные об их причастности к военным программам в области создания ОМП и средств его доставки. На основании этих данных подведомственные предприятия воздерживаются от экспортных сделок с инофирмами, попавшими в списки, по тематикам, которые могут быть использованы при создании ОМП и ракетной техники. В работе на этом важном направлении обеспечения военной и экономической безопасности ФСБ исходит из того, что распространение ОМП и средств его доставки, особенно на сопредельных территориях, представляет собой одну из серьезнейших угроз для нашей страны. Кроме того, безусловно, учитывается, что утечка важнейших технологий, являющихся, по сути, национальным достоянием, наносит существенный урон экономическим возможностям России.

То же самое можно сказать и о работе в сфере борьбы с незаконным оборотом радиоактивных материалов, который нередко называют "ядерным бизнесом". ФСБ приложила немало усилий для того, чтобы отвести обвинения от России в попустительстве такому "бизнесу". В декабре 1998 г. Федеральное ведомство уголовной полиции ФРГ, т.е. официальные немецкие власти признали, что "в ходе проведенных расследований в области нелегальной торговли радиоактивными веществами и редкоземельными металлами (например, осмий-187) не было выявлено ни одного конечного потребителя "товара", а в поле зрения правоохранительных органов попадали лица, его предлагающие, либо посредники при так называемых торговых сделках. Указанные обстоятельства подтверждают вывод об отсутствии рынка сбыта для подобного рода материалов, а торговые операции с ними используются преступниками в мошеннических целях".

В 1998-1999 гг. проводились конкретные оперативно-розыскные и контрразведывательные мероприятия, позволившие предотвратить значительный ущерб, наносившийся российским национальным интересам.

В процессе проведения мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности ряда руководителей внешнеэкономических объединений системы бывшего Министерства внешнеэкономических связей (МЭС) России, подозреваемых в организации и проведении масштабных противоправных финансовых операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) и в процессе приватизации внешнеторговых объединений, вскрыт механизм крупных хищений. Проведенная совместно с Генеральной прокуратурой, другими правоохранительными и контрольными органами предварительная проверка и анализ финансовой документации только в 13 (из 70 входивших ранее в систему МВЭС России) государственных внешнеторговых объединениях выявили факты незаконного присвоения ОВГВЗ на общую сумму в 340 млн. долл. Общий возможный ущерб государству, по предварительной оценке специалистов, может составить около 4 млрд. долл. Генеральной прокуратурой России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой, в крупных размерах). За последнее время совместно с органами внутренних дел сорвано несколько мошеннических операций международных преступных групп, которые были рассчитаны на длительное время и могли нанести ущерб, оцениваемый в десятки миллиардов долларов. В частности, была пресечена деятельность группы мошенников, пытавшихся осуществить аферы с векселями Сбербанка России на сумму 380 млн. долл. через банки Великобритании и Германии. Выявлены и пресечены хищения на сумму свыше 60 млрд. руб., осуществлявшиеся с использованием финансовых схем по вексельному кредитованию и денежным взаимозачетам через коммерческие банки. Сорваны попытки реализовать поддельные векселя Сбербанка и Федерального энергетического союза на сумму более 10 млрд. руб. Пресечена готовившаяся на территории Германии мошенническая операция с золотыми депозитными сертификатами Сбербанка России, направленная на хищение около 200 млн. долл. Ликвидирована группа фальшивомонетчиков из 11 человек, у которых изъяты поддельные купюры на сумму 40 млн. руб.

В октябре 1998 феврале 1999 г. совместно с Государственным таможенным комитетом (ГТК) России были проведены активные оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению каналов контрабандного вывоза за рубеж алмазного сырья и бриллиантов. В результате была вскрыта схема осуществления этих незаконных операций, в которые оказались вовлечены представители целого ряда фирм с участием иностранного капитала. На таможне задержаны предназначенные для отправки за рубеж с нарушением российского законодательства крупные партии драгоценными камней на общую сумму более 10 млн. долл. Следственным управлением ФСБ по этим фактам возбуждено 5 уголовных дел.

С целью обеспечения охраны морских биологических ресурсов, выявления и пресечения незаконного вылова и вывоза за рубеж рыбы и морепродуктов совместно с ФПС России и другими заинтересованными ведомствами в 1998 г. проводились операции "Невод", "Био-98". "Путина-98", в ходе которых было изъято более 3200 тонн незаконно выловленной рыбы и других морепродуктов. Во взаимодействии с другими правоохранительными органами управлением ФСБ России по Камчатской области проведена специальная операция, в результате которой прекращена незаконная деятельность трех подпольных икорных цехов, конфисковано около 60 тонн рыбопродукции и свыше 5, 5 тонн лососевой икры. Причем средства от реализации незаконно добытой рыбопродукции должны были пополнить "общак" одного из дальневосточных преступных сообществ. Предотвращено нанесение ущерба государству на сумму свыше 9 млн. руб. Вскрыты факты, когда под видом "содействия реорганизации сельскохозяйственных предприятий России" некоторые зарубежные фирмы, работающие на российском аграрном рынке, не только осуществляют сбор всеобъемлющей информации об агропромышленном комплексе ряда российских областей, но и реализуют проекты, приводящие к сдерживанию развития отечественного сельского хозяйства на уровне, позволяющем зарубежным конкурентам осуществлять успешную экспансию на наш внутренний рынок сельхозпродукции, в том числе недоброкачественной, к упадку и дезинтеграции отдельных хозяйств.

Органы безопасности продолжали активно работать на таком важном направлении обеспечения экономической безопасности, как борьба с коррупцией. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе связанные с вопросами, касающимися собственности, движения капиталов, выделения крупных кредитов, лицензирования, инвестирования и так далее, готовятся в обход установленного порядка узким кругом лиц. Особую остроту приобретает проблема слияния региональных финансово-промышленных групп с лидерами крупных криминальных объединений, привлечения последних к проведению собственной политики и борьбе с конкурентами, организации незаконных операций в кредитно-банковской системе, на рынке недвижимости и ценных бумаг, что является специфической для России формой "отмывания" денег.

За последние 4 года по материалам ФСБ по признакам коррупции проверялось свыше 8 тыс. чел. Освобождены от занимаемых должностей ряд ответственных работников федеральных ведомств, включая правоохранительные органы. Возбуждено 2,5 тыс. уголовных дел (из них непосредственно органами ФСБ - 165), 900 человек осуждены.

В результате проведенных совместно с органами внутренних дел оперативных мероприятии в Воронежской области в сентябре-ноябре 1993 г. по фактам коррупции были задержаны начальник управления делами и заместитель главы обладминистрации - начальник главного финансового управления, арестованы еще два заместителя (по инвестициям и по торговле). В Вологодской области в 1998 г. вынесены обвинительные судебные приговоры в отношении заместителя главы обладминистрации, руководителя территориальной миграционной службы, начальника управления ГИБДД УВД. По одному из "громких" дел последнего времени "делу статистиков" - у его фигурантов было изъято только наличными около 2, 5 млн. долл., свыше 100 тыс. немецких марок и 200 тыс. руб. Совместно с Генпрокуратурой России проверяются 11 субъектов Федерации относительно правомерности использования бюджетных средств на сумму более 500 млн. рублей. Вскрыты факты нецелевого использования крупных сумм из федерального бюджета, их хищения по различным схемам (взаимозачеты, вексельное кредитование, введение института уполномоченных банков и т.п.) с использованием подкупа госслужащих.

В течение 1998 г. совместно с МВД, ФПС и ГТК России на всей территории России продолжались мероприятия в рамках операции "Арсенал" по пресечению контрабанды и незаконного оборота оружия, а также наркотических веществ на объектах транспорта и в пассажиропотоке.

Из незаконного оборота было изъято свыше 12 тыс. единиц огнестрельного оружия, 22 самодельных взрывчатых устройства, 755 снарядов, мин и гранат, 279 880 патронов, 340 кг взрывчатых веществ и 2160, 7 кг наркотиков. Мероприятия, проведенные в рамках данной операции, способствовали раскрытию более 30 тыс. преступлений. Выявлено 156 организованных преступных групп, пресечена деятельность 132 из них. Изъято денег и ценностей на сумму 11 254 млн. руб. и 506 тыс. долл. Возбуждено 4883 уголовных дела. При этом по сравнению с 1997 г. отмечен существенный рост преступлении, связанных с контрабандой и незаконным оборотом оружия.

Во взаимодействии с МВД, ФПС, ГТК России и при участии подразделений Ространсинспекции Минтранса, Госсвязьнадзора. Федеральной дорожной службы России проведены два этапа специальной операции "Караван-авто". В ходе ее осуществления также изъято значительное количество оружия, боеприпасов, наркотических веществ. Задержано около 3, 5 тыс. лиц, находившихся в розыске, в том числе 173 - в международном. Задержано внешнеторговых грузов на сумму свыше 117 млн. руб. По выявленным фактам противоправной деятельности возбуждено 383 уголовных дела.

В городах Ижевске и Глазове пресечена деятельность преступных групп, организовавших хищение с предприятий изготовителей комплектующих к огнестрельному оружию для последующей реализации криминальным структурам. Возбуждено уголовное дело в отношении ряда активных участников преступного формирования.

В 1998 г. продолжалась целенаправленная работа по выявлению и пресечению контрабандных каналов перемещения и распространения наркотических веществ. Имеющаяся информация свидетельствует о формировании в России устойчивого рынка сбыта наркотических веществ. Наибольшая угроза по-прежнему сосредоточена на границах России с азиатскими государствами СНГ, через территории которых организуется стабильно растущий поток опиатов и героина из Афганистана, Пакистана и Ирана. Об этом говорят факты изъятия только за последние месяцы особо крупных партий наркотиков: 330 кг опия, 21 кг героина, 12 кг гашиша в Самаре, 320 кг героина на таджико-узбекской границе, 220 кг высококачественного героина, направлявшегося транзитом через Туркменистан на территорию России.

За последние 5 лет только по материалам подразделения Управления экономической контрразведки, занимающегося борьбой с международными наркогруппировками, на территории России и других стран было изъято из незаконного оборота около 3, 3 тонн наркотиков на сумму более 91 млн. долл., к уголовной ответственности привлечены свыше 200 человек.

Многие из успешно проведенных операций результат развитого сотрудничества российских органов безопасности с зарубежными спецслужбами и правоохранительными органами. Благодаря высокому авторитету ФСБ в области борьбы с международными наркогруппировками, который признается в том числе и DEA - одной из наиболее мощных американских правоохранительных служб по борьбе с наркотиками, достигнут уровень партнерского доверия, позволяющий планировать и успешно проводить совместные сложные многоходовые операции и в нашей стране, и за рубежом. Так, в 1998 г. в результате серии операций на территории Испании была пресечена деятельность преступной группировки, занимавшейся поставками кокаина в Европу и Россию.

Работа на участках борьбы с незаконным оборотом наркотиков строится с учетом того, что наркобизнес одна из наиболее характерных разновидностей организованной преступности, представляющих угрозу национальной и международной безопасности. С ним связано не только злоупотребление наркотиками, но и тяжкие уголовные преступления, коррупция, терроризм, контрабанда оружия. Крупные наркокапиталы, "отмываемые" и внедряемые в легальные сферы бизнеса, консервируют теневые экономические отношения, способны подорвать национальную финансово-банковскую систему. Представители ФСБ России постоянно и активно участвуют в рабочих группах по подготовке законопроектов по вопросам, отнесенным к компетенции органов безопасности. Многие из вносимых инициатив, предложений по совершенствованию действующего законодательства были поддержаны Государственной Думой. Но, к сожалению, не все из проблем, требующих законодательного регулирования, нашли свое разрешение в принятых законах. И речь не только о печально известных своим долгим непринятием законопроектах, специально посвященных вопросам борьбы с организованной преступностью, коррупцией или "отмыванием" незаконно нажитых средств. Представляется, что следовало бы обновить положения Закона "О безопасности", который был принят в 1992 г. и сыграл в свое время положительную роль, однако сегодня не вполне соответствует политическим, а тем более экономическим реалиям. Если же говорить об экономической безопасности, то понятие это вообще нельзя считать в полном смысле слова "правовым", поскольку оно не описано законодательно. В Законе "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" оно даже не упоминается (хотя в документе есть иные "неправовые" понятия, такие, как "коррупция", например), что наряду с другими противоречивыми правовыми нормами не способствует определению четкой компетенции ФСБ России.


Телефон доверия:
(495) 224-2222 (круглосуточно)

107031, г.Москва,
ул.Большая Лубянка, дом 1

Веб-приемная

© Федеральная служба безопасности Российской Федерации, 1999 - 2024 г. При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.