Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22     8 (800) 224-22-22

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА И ФСБ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА И ФСБ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
31.01.2007

Александр ТИХОНОВ

“Красная звезда”

В Москве в Центральном пограничном музее ФСБ России состоялась встреча руководства Федеральной службы безопасности с членами Общественной палаты Российской Федерации. Официальных представителей спецслужбы возглавлял первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Проничев. Организатором мероприятия со стороны Общественной палаты РФ выступил заместитель председателя комиссии палаты по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства Сергей Абакумов. От Общественной палаты во встрече приняли участие Леонид Рошаль, Валерий Ганичев, Павел Гусев, Леонид Якубович и другие общественные деятели.



Тему встречи, проходившей в форме «круглого стола», обозначили так: «Об объединении усилий государственных и гражданских институтов в решении задач укрепления безопасности и Государственной границы Российской Федерации, проблем социальной и правовой защиты, патриотического и духовного воспитания сотрудников органов Федеральной службы безопасности и членов их семей». В ходе мероприятия обсуждались варианты оказания разнообразной помощи со стороны гражданского общества ФСБ РФ, и, прежде всего ее пограничным органам.

НА ГРАНИЦАХ ОТЕЧЕСТВА

В начале мероприятия, инициатива проведения которого принадлежала комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства, слово было предоставлено первому заместителю директора – руководителю Пограничной службы ФСБ России генералу армии Владимиру Проничеву, который подчеркнул, что Россия должна адекватно реагировать на те угрозы, которые могут возникать на границе. Изменившийся характер этих угроз потребовал определенных действий со стороны государства. Отправной точкой реформирования Пограничной службы стал указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации», в соответствии с которым Федеральной службе безопасности России переданы функции упраздненной ФПС России.

30 сентября 2003 г. Совет Безопасности РФ определил, что основные угрозы России в пограничной сфере носят невоенный характер и связаны с международным терроризмом и трансграничной преступностью (наркотрафик, нелегальная миграция, контрабанда товаров и грузов, расхищение и незаконный вывоз из России природных ресурсов).

Что касается наркоугрозы, то исходит она в основном из Центрально-Азиатского региона. Наркотрафик проходит через Таджикистан, Узбекистан, Казахстан на территорию России.

С момента начала контртеррористической операции США и их союзников в Афганистане площадь опиумных посевных полей все время растет: если на первом этапе было порядка 70 тыс. гектаров, то сейчас уже более 160 тысяч га. «Лаборатории по производству высококачественного героина переместились из центральных территорий Афганистана в северные провинции, где нами фиксировалось более 40 таких лабораторий», – сообщил генерал армии Проничев.

В связи с этим задержание наркокурьеров и изъятие наркотиков на казахстанском участке значительно участились. Противодействуют наркоугрозе российские пограничники при максимально возможном взаимодействии с коллегами из Казахстана, Таджикистана, Киргизии, проводя результативные совместные операции.

Вторая угроза, которой приходится противостоять, – это нелегальная миграция, получившая широкий размах и приспособившаяся к тем условиям, которые сложились в мире. Например, для торговли людьми используются в том числе и шенгенские визы (так, имели место случаи задержания групп людей, которые следовали с Кавказа на Запад с шенгенскими визами).

«Для противостояния этим угрозам мы приступили к реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 годы)», – отметил первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России. – В рамках ее реализации на северокавказском участке границы мы создадим эффективную группировку сил и средств к исходу 2007 года».
В настоящее время проводится комплекс мероприятий по обустройству границы и на казахстанском участке (там сегодня строятся 38 объектов: административные здания, городки пограничных подразделений).

Непосредственно для охраны границы задействованы и люди, и современные технические средства. Самое важное, подчеркнул генерал армии Проничев, что для этого привлекается местное население, которое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы на границе было спокойно. Кстати говоря, самоотверженные действия призванных из Дагестана пограничников в борьбе с лидерами бандформирований, такими, скажем, как Гелаев, подтверждают готовность местных жителей противостоять противозаконным проявлениям в пограничной зоне.

Серьезные изменения в ближайшее время произойдут в кадровом составе пограничных органов. Пограничная служба вскоре будет укомплектована только военнослужащими по контракту. Завершившийся в прошлом году осенний призыв в Погранслужбу был последним. При подготовке офицеров вводится изучение языка сопредельного государства. Учебные заведения Погранслужбы ФСБ России расположены в различных регионах, что позволяет привлекать на учебу в них молодых людей из этих регионов. Кстати, при этом используется позитивный опыт подобной региональной ориентации при комплектовании погранслужб, которым обладают, в частности, Финляндия, Швеция.

Одна из важнейших задач Погранслужбы ФСБ России, имеющая специфику, – охрана морских пространств. Наши пограничники охраняют огромную водную площадь – более 9 млн. кв. км. Значительная часть этой акватории расположена на Севере. На это нужно обратить особое внимание с учетом того, что в мире уже началась стратегическая борьба за Северный морской путь, поскольку южный опаснее и в четыре раза длиннее. Плюс к этому большой интерес представляют запасы природных ресурсов на северном континентальном шельфе.
В своем выступлении первый заместитель директора – руководитель Погранслужбы ФСБ России коротко обозначил основные акценты работы своего ведомства на различных участках границы. Так, на китайском участке, сохранившемся после советского периода и в инженерно-техническом отношении оборудованном, сейчас проводится большая дипломатическая работа с партнерами из КНР. «И очень важно, что китайские коллеги, руководство страны (во всяком случае те, с кем мне приходилось общаться) настроены на то, чтобы сотрудничать с Россией и вести диалог равноправных соседей», – отметил Проничев. Об этом, в частности, свидетельствует делимитация российско-китайской границы.

Западный участок границы, по словам генерала армии Владимира Проничева, должен быть благоприятным с точки зрения охраны. Однако здесь Россия сталкивается с угрозой контрабанды грузов. Проблема, прежде всего в том, что почти все грузы из Китая идут через Европу. Мы уже шестой год настаиваем на том, отметил руководитель Погранслужбы, чтобы нам передавалась электронная декларация. Однако проблема пока не решена.

Говоря о результатах деятельности пограничников с того момента, когда Погранслужба была включена в систему органов Федеральной службы безопасности, генерал армии Проничев привел такие факты: число выявленных лиц, которым закрыт въезд в Россию, за 2003 – 2006 годы увеличилось в 26 раз, объем задержанных наркотиков – почти в три раза.

Многое сделано и для того, чтобы в процессе обеспечения пограничной безопасности все более активное участие принимало местное население. Во-первых, экстерриториальный принцип размещения пограничных органов заменен территориальным. Это позволило пограничным органам участвовать в политической и экономической жизни регионов, а также выстраивать собственную структуру таким образом, чтобы угрозы рассматривались в рамках субъекта Федерации. Кроме того, строительство пограничных городков (в частности, на Кавказе) позволило обеспечить работой местное население. Развитие приграничья проявилось и в том, что пограничники вывели туда пять видов связи, в том числе оптико-волоконную, сотовую, космическую. В ряде приграничных населенных пунктов благодаря пограничникам обеспечен прием более 10 телеканалов. Тендер и закупки продуктов для пограничных застав производятся непосредственно на границе, что стимулирует развитие сельского хозяйства на прилегающих территориях.

Безусловно, одним из самых важных направлений работы Погранслужбы ФСБ России является противодействие терроризму. Тактика сторонников террора очевидна. Где социально-экономическая ситуация неблагоприятна, проявления терроризма возможны. Причем трансграничные группировки объединяются, финансируют терроризм с целью дестабилизировать обстановку в регионе и таким образом в своих интересах решать экономические (борьба за собственность) и политические вопросы. Это со всей очевидностью подтвердили Кавказ и некоторые другие регионы.

Сейчас, например, в медресе за рубежом учатся около двух десятков молодых людей из Чеченской Республики, а из Башкортостана – порядка 700, сообщил генерал армии Проничев. «Мы не против учебы, – заявил он. – Но когда их там целенаправленно настраивают против другой веры, обучают организации каких-то агрессивных экстремистских действий, это не может не беспокоить».
Как сообщил генерал армии Проничев, на вооружении у пограничников сегодня имеются сверхмалые летательные аппараты, которые при весе всего 3,2 кг могут с помощью программного обеспечения делать полет по маршруту и в режиме реального времени показывать разведывательно-поисковой группе, что в том или ином районе происходит. Имеется очень экономичный самолет с расходом авиатоплива 150 литров в час, который вполне способен заменить Ан-72, расходующий 1,8 тонны горючего в час. Разработан вертолет К-26 со сменяемой кабиной, в которой может быть размещена любая аппаратура...

Кроме того, пограничники применяют экранопланы на Каспии, ряд других совершенно новых технических средств, встраиваются в новую единую радиолокационную сеть изучения надводной обстановки, в реальном времени могут передавать информацию с любой точки, где несет службу наряд, по команде вплоть до Москвы в зависимости от того, на каком уровне необходимо принимать соответствующее решение.

Немало проблем возникает в приграничье. «К приграничью, – отметил генерал армии Проничев, – мы относимся очень доброжелательно: открываем пункты перехода по согласованию с пограничниками сопредельных государств, чтобы родственники могли передвигаться в рамках муниципальных образований. В результате люди перевозят или даже переносят через границу картошку, керосин, бензин, и, если установленные правила при этом соблюдаются, мы не препятствуем им. Однако на этой почве появляются и новые формы трансграничной преступности. Как только, к примеру, создаются юридические лица, тут же начинается торг земельными участками: образуются, можно сказать, частные пункты перехода. Такого нет больше нигде в мире!»

Как сообщил первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России, сейчас этот вопрос изучается с целью последующего принятия Правительством РФ решения о создании государственной структуры, которая будет заниматься обустройством пунктов перехода и их содержанием. Причем все это будет находиться в одних руках.

Говоря о социальных проблемах, стоящих перед Пограничной службой, генерал армии Проничев рассказал, какие меры принимаются для их решения. В частности, руководство ФСБ России создает все условия для социальной защиты пограничников, для чего в пограничных комплексах строится служебное жилье. Проходящие службу на Кавказе пограничники из числа офицеров и прапорщиков получают жилье со всеми удобствами и могут, не тревожась за благополучие семьи, решать повседневные задачи на границе. Возведение жилья на казахстанском участке сейчас осуществляется с учетом опыта строительства на Кавказе. Качество бытовых условий постоянно улучшается.

Но в целом долгов перед пограничниками еще немало: более 18 тысяч семей офицеров и прапорщиков Погранслужбы ФСБ России не обеспечены жильем. Руководство Погранслужбы старается решать эту задачу в рамках ФСБ, однако для достижения стопроцентной обеспеченности жильем требуются специальные решения на более высоком уровне.

С ПОДАЧИ ПРЕЗИДЕНТА

Заместитель председателя комиссии палаты по развитию благотворительности, милосердия и волонтерства Сергей Абакумов в своем выступлении напомнил, с чего началось взаимодействие государственных и гражданских институтов в укреплении безопасности. Так, еще в 2001 году на первом гражданском форуме Президент России Владимир Путин заявил о насущной необходимости углубления диалога и взаимодействия государственных и гражданских институтов в укреплении национальной и общественной безопасности страны, создания реальных механизмов, конкретных программ, общественных договоров, определяющих принципы сотрудничества гражданских объединений и силовых структур для реализации этих целей.

В развитие этого обращения президента страны, поддержанного участниками форума, представлявшими практически все гражданские институты, региональные общественные и некоммерческие организации России, были созданы и продолжают создаваться национальные гражданские объединения. Среди них – Национальный гражданский комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, Национальный военный фонд и многие другие, в состав которых вошли авторитетные общественные деятели и представители руководства силовых ведомств и других органов исполнительной, законодательной и судебной власти.

Главные формы сотрудничества органов безопасности и гражданских общественных институтов – осуществление общественного контроля над деятельностью правоохранительных органов при одновременном оказании всестороннего гражданского содействия силовым структурам в их борьбе с международным и внутренним терроризмом, укреплении госграницы, пресечении незаконного оборота наркотиков, оружия, криминальных финансовых потоков. Исходя из этого нести ответственность за укрепление национальной и общественной безопасности должно не только государство в лице его силовых структур, но и само гражданское общество.

«Защитникам государственной границы Отечества – заботу и содействие российских граждан» – таков основанный на опыте предыдущих поколений лозунг предлагает Сергей Абакумов. Чрезвычайно важно для пограничников оказание социальной и духовной поддержки со стороны общественных, предпринимательских, религиозных объединений по обустройству границы на ее старых и новых рубежах.

По мнению Абакумова, необходимо шире использовать опыт взаимодействия общественных объединений и некоммерческих организаций с Погранслужбой ФСБ России, в частности по организации шефства над погрануправлениями и погранзаставами в Чечне и других северокавказских республиках. В этих регионах уже много лет проводится акция «Мужество и милосердие», в организации которой, кроме Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными органами, постоянное активное участие принимают столь авторитетные общественные объединения, как Международный общественный фонд «Правопорядок Центр», «Воинское братство», многие общественные структуры Московской области.

Благодаря этим акциям в конкретные, самые далекие погранзаставы доставляются необходимые пограничникам гуманитарные грузы, организуются творческие встречи, выступления и концерты с участием известных мастеров культуры.

КАДРЫ – ЗОЛОТОЙ ФОНД

Руководитель Службы организационно-кадровой работы ФСБ России генерал-полковник Евгений Ловырев рассказал о приоритетах в кадровой работе. Один из них – перевод Погранслужбы на контрактный способ комплектования. К 1 января 2009 г. в Пограничной службе ФСБ России, сообщил генерал-полковник Ловырев, не должно быть ни одного призывника. Сейчас в этом направлении ведется большая подготовительная работа, причем не только в рамках Пограничной службы. В нее активно включились кадровые подразделения территориальных органов безопасности, органы безопасности в войсках (военная контрразведка), поскольку стоит задача не просто отобрать приемлемый личный состав для службы по контракту, а всесторонне обеспечить высокое качество комплектования. И в этой сфере, по мнению руководителя службы организационно-кадровой работы ФСБ России, было бы полезным, особенно на местах, в субъектах РФ, более тесно взаимодействовать с общественными организациями с точки зрения популяризации ими службы в пограничных органах, оказания поддержки в подготовке молодежи к службе и ряду других вопросов.

Еще одним приоритетом в работе кадровых органов ФСБ России является подготовка кадров. В системе ФСБ России сегодня 14 учебных заведений: две академии, 11 институтов и один кадетский корпус. Из них в интересах Пограничной службы работают Пограничная академия и пять институтов. Планируется создание нового учебного заведения – с учетом того, что разворачивается целое направление – береговая охрана, будет создан Институт береговой охраны в Краснодарском крае (г. Анапа).

«Особо хотелось бы сказать о таком важном направлении нашей деятельности, как медико-психологическая реабилитация военнослужащих, которые выполняли задачи в «горячих точках»: в зоне контртеррористической операции на Северном Кавказе и в ряде других регионов», – отметил генерал-полковник Ловырев. На это сегодня ориентируется вся ведомственная медицина. «И хотя бюджетное финансирование год от года улучшается, нам не удалось бы довести нашу медицину до того уровня, который она имеет, если бы не поддержка структур, которые действительно помогали нам все предшествующие годы», – отметил генерал-полковник Ловырев. Благодаря этому ФСБ имеет не просто здания и сооружения, но и очень неплохую медико-диагностическую базу.
Генерал-полковник Ловырев рассказал и о той работе, которая проводится в ФСБ по оказанию помощи родным погибших сотрудников спецслужбы. Он сообщил, что, начиная с 1991 года погибли 463 сотрудника органов безопасности, из них более половины – пограничники. Почти тысяча сотрудников получили ранения, увечья. Для оказания существенной поддержки семьям погибших, решения их жилищных проблем делается все возможное.

Дело это затратное, и без внебюджетной поддержки, отметил генерал-полковник Ловырев, Федеральная служба безопасности эту проблему бы не решила. Раненым в первоочередном порядке оказывается последующая медицинская помощь, детям погибших сотрудников – помощь при поступлении в учебные заведения. Немало делается для увековечения памяти погибших при исполнении служебных обязанностей. И в этом святом деле руководство ФСБ постоянно ощущает поддержку общественных организаций, гражданского общества.

ПРИ ТАКОЙ ПЕНСИИ НЕ ПОЖИРУЕШЬ

Проблемам правового обеспечения социально-правовой защиты сотрудников органов безопасности и членов их семей было посвящено выступление заместителя начальника Договорно-правового управления ФСБ России генерал-майора юстиции Владимира Чеканова. Говоря о состояние пенсионного обеспечения ветеранов военной службы, он поддержал предложение о восстановлении на федеральном законодательном уровне звания «Ветеран военной службы» с принятием комплекса мер социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению, оплате жилья, по ежегодному основному и дополнительному отпускам. Заместитель начальника Договорно-правового управления ФСБ России привлек внимание членов Общественной палаты к тому факту, что соответствующий законопроект группа депутатов внесла в Государственную думу 18 апреля 2006 года, он был поддержан «силовыми ведомствами», но получил отрицательное заключение Правительства РФ. Из-за того, что на его реализацию потребовалось бы дополнительное финансирование в сумме 5,2 млрд. рублей.

Чеканов подчеркнул, что социальные льготы военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей в России всегда воспринимались, как специфическое социальное отличие, которое характеризует особый статус военнослужащих, их особое общественное положение. Это мнение, кстати, распространено не только среди военнослужащих и членов их семей, но и в целом среди населения страны. По данным мониторинговых исследований, проведенных ВЦИОМ в 2006 г. по всероссийской выборке, 83 процента россиян полагают, что военнослужащие имеют право на социальные льготы.

Говоря о необходимости дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения проходивших военную службу и приравненных к ним лиц, Владимир Чеканов выделил несколько основных направлений, по которым можно идти вперед.

Прежде всего, это предоставление лицам, проходившим военную службу и продолжающим трудовую деятельность после увольнения со службы, права на получение, наряду с военной трудовой пенсии по старости за счет страховых взносов, поступающих на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ.

Дело в том, что средний возраст увольняемого в запас офицера сейчас едва превышает 40 лет. После службы офицеры, как правило, активно включаются в трудовую деятельность, работают 25 и более лет и зарабатывают тем самым трудовую пенсию по старости. Куда идут эти их деньги, остается загадкой.

По мнению генерал-майора юстиции Чеканова, это положение – в случае его принятия – можно было бы распространить на военнослужащих, которые в период военной службы занимались педагогической, научной или иной предусмотренной законом творческой деятельностью. Кстати говоря, каждому из них в настоящее время ежегодно приходит извещение о страховых взносах в расчетный пенсионный капитал, который поступает на финансирование страховой части трудовой пенсии. По ныне существующим законам сумма этих взносов никак не влияет на размер будущей пенсии военнослужащего.

Заместитель начальника Договорно-правового управления ФСБ России высказался за внесение изменений в пенсионное законодательство в целях установления возможности перерасчета пенсии бывшим военнослужащим, поступившим на государственную службу и приобретшим право на пенсию по старости. Он также отметил целесообразность возвращения к вопросу о стимулировании продолжения военной службы опытными и квалифицированными военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и имеющими право на пенсию по выслуге лет, за счет ежемесячной процентной надбавки к размеру пенсии, которая им может быть назначена. Эта норма существовала в прежнем законе, ее отменили зря.

Наконец, генерал-майор юстиции Чеканов заявил о необходимости изменения принципа исчисления военных пенсий, предложив на рассмотрение Общественной палаты два пути: в процентах от денежного довольствия первых лиц силовых структур, как это практикуется для военных прокуроров и военных судей, или за счет законодательного изменения структуры денежного довольствия, основу которого должно составлять денежное содержание.

Как известно, сегодня у военнослужащих максимальная пенсия не может превышать 85 процентов оклада денежного содержания, в который входят четыре составляющих: оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и продпайковые. В то же время фактически денежное довольствие значительно превышает пенсию за счет не влияющих на ее размер процентных надбавок, которых насчитывается уже порядка 20.

Затронув проблему нормативно-правового регулирования обеспечения жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, генерал-майор юстиции Чеканов отметил, что работа по реализации Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 47-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» уже выявила его существенные недостатки. Предусмотренные законом и подзаконными актами механизм накопительной системы и размер жилищных накоплений позволяет приобретать жилье только с низкими потребительскими качествами и исключительно в отдаленных населенных пунктах.

Весьма велики, по мнению заместителя начальника Договорно-правового управления ФСБ России, зависимость жилищного обеспечения от рыночных условий и риск неполучения военнослужащими причитающихся им средств. Ведь отчисления, которые идут от государства, вкладываются не в конкретное жилищное строительство, а в различные инвестиционные механизмы (акции, ценные бумаги, в том числе и иностранных государств). Риск потери этих денег чрезвычайно велик и потому, что закон не предусматривает ответственности государства за их использование.

Генерал-майор юстиции Чеканов отметил важность неукоснительного исполнения действующих правовых норм, поскольку их несоблюдение, прежде всего самим государством, вызывает наибольшее беспокойство у граждан. Одним из таких негативных примеров является отсутствие ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих в размере инфляции. Закон на этот счет существует, но, к сожалению, не выполняется.

Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения Леонид Рошаль в своем выступлении дал крайне негативную оценку того, что происходит сейчас в отечественном здравоохранении. По его мнению, налицо не модернизация здравоохранения, а его разрушение.

«Введение врачей общей практики – это модернизация? Разрушение детских поликлиник и женских консультаций – это модернизация? Уничтожение специализированной помощи в муниципальных учреждениях – это модернизация? Так о какой же модернизации мы говорим? Ее нет! Есть попытки разрушения, и вот мы противостоим этому», – отметил Рошаль.

Попытки передачи специализированной военной медицинской помощи, медпомощи спецслужб в общую систему медицинской помощи он назвал глупостью: двигаться вперед нужно, улучшая, а не разрушая.
Леонид Рошаль сообщил, что в Общественной палате обсуждалось состояние здравоохранения в России, и оно было признано не отвечающим требованиям Конституции. «Мы признали работу Министерства здравоохранения и социального развития, как имеющую системные недостатки, включая стиль руководства, признали недостаточным объем финансирования здравоохранения (3% от ВВП, а надо минимум 5-6%)», – отметил Рошаль и на основании представленных ему накануне для ознакомления материалов о состоянии медицины спецслужб сделал вывод о том, что ей присущи абсолютно все те же проблемы, которые присущи здравоохранению в целом.

«Я с огромным уважением отношусь к военной службе. Пограничники – это люди, которых надо носить на руках, потому что работа у них очень трудная. Нужно создавать такие условия, чтобы они жили хорошо, чтобы медицина до них доходила независимо от того, где – на севере, юге, востоке или западе – человек служит. И на маленькой заставе уровень оказания медицинской помощи должен быть высоким. Просто надо, чтобы, распределяя деньги, в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития понимали, что такое здоровье человека вообще и здоровье сотрудника вашей службы, в частности», – подчеркнул Леонид Рошаль.

С ЧЕМ ЕДЕШЬ НА ЗАСТАВУ?

Выступление члена рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации народного артиста России Леонида Якубовича было посвящено двум проблемам.

Первая касалась организации благотворительной помощи Пограничной службе ФСБ России. Якубович с другими артистами часто посещает погранзаставы, в том числе на Северном Кавказе. И в Моздоке, и в Ханкале, и в других местах, по его словам, встречались десятки общественных организаций с грузом благотворительной помощи. Эта помощь зачастую носит несистемный характер, а иногда просто случайный. По мнению Якубовича, наверное, надо разработать программу, может быть, создать какой-то координационный центр, чтобы желающие оказать пограничникам благотворительную помощь точнее знали, что тем именно в этот момент необходимо.

Вторая проблема, на которой заострил внимание Леонид Якубович, касается правовой защиты людей в погонах от преступных посягательств. Человек в форме, находящийся на службе, должен иметь абсолютную защиту закона. Нападение на военнослужащего должно считаться государственным преступлением.

***

Участники «круглого стола» приняли обращение, которое направлено в окружные и региональные управления органов государственной безопасности. А в заключение представители Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами Сергей Абакумов и Леонид Рошаль вручили руководству военно-медицинского управления ФСБ России 25 комплектов электрокардиостимуляторов, способных продлить жизнь 25 ветеранам войны и военной службы.

Завершая встречу, первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России выразил уверенность, что в 2007 году руководство ФСБ России и Общественная палата будут совместно работать не только в рамках круглого стола, но и на уровне профессионалов определять конкретные шаги к реализации намеченного. Работать так, чтобы через год можно было сказать: да, мы добились того, что и Пограничная служба, и система безопасности государства стали надежнее и крепче.

Фото Дмитрия ЗАКАРЛЮКА, Юсуфа СИТДИКОВА


Телефон доверия: (495) 224-2222 (круглосуточно)
Почтовый адрес: г.Москва. 107031, ул.Большая Лубянка, дом 1/3

© 2018. © Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 1999 - 2018 г.
При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.